Лебединое озеро @ Смоленский Драматический театр им.Грибоедова

Спектакль
Смоленск, Россия / 29.09.11, 19:00
 
Лебединое озеро

Первая, московская постановка «Лебединого озера» успеха не возымела — его славная история началась почти двадцать лет спустя в Санкт-Петербурге. Но именно Большой театр способствовал тому, что мир был одарен этим шедевром. Свой первый балет Петр Ильич Чайковский написал по заказу Большого театра, соблазнившись довольно значительным по тем временам гонораром, составившим 800 рублей. Будучи балетоманом, композитор, однако, полагал, что балет — «вещь, не имеющая прочного существования». Не без основания: постановки быстро сходили со сцены, а балетная музыка изначально не имела претензий на то, чтобы выдерживать серьезную критику. И музыка собственного балета в разные годы вызывала у Чайковского отнюдь не однозначные эмоции. То он вдруг назовет ее «чистой дрянью», то выразит надежду, что некоторые нумера приобретут популярность в качестве бальных танцев.

Партитуре «Лебединого озера», на самом деле несвободной от недостатков, в первую очередь, длиннот (очевидно, многие «нумера» дописывались по указанию недаровитого балетмейстера Венцеля Рейзингера, «обеспечившего» неуспех московской премьере 1877 года), и впоследствии подвергнутой решительной переработке Мариусом Петипа и Риккардо Дриго, суждено было обрести всемирную популярность и ознаменовать переход балета в новое качество. («Балет — та же симфония» — позднее сформулирует Чайковский свое новое понимание жанра балетной музыки).

Счастливую сценическую жизнь дали «Лебединому озеру» прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, вошедший в историю прежде всего благодаря постановке эталонных «лебединых» сцен. Собственно, с этих сцен и началась подлинная история сценического воплощения балета: «лебединая» картина «кисти» Иванова впервые увидела свет рампы в Мариинском театре на вечере памяти покойного композитора. А весь балет (первый и третий акты в постановке Петипа, второй и четвертый — Иванова) был показан год спустя, в 1895 году. С тех пор новые постановщики балета, воплощая свои концепции, как правило, оглядывались на бесспорные завоевания первой постановки: уже упоминавшуюся «лебединую» картину Иванова и знаменитое «черное» па де де Петипа.

В первоначальном либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера (скрывших свое авторство — на премьерной афише их имена отсутствовали) современный зритель, пожалуй, и не узнал бы привычного для него сюжета и скорее всего не сразу бы в нем разобрался, настолько он был обременен разного рода запутывающими действие подробностями. Впоследствии Мариус Петипа переделал либретто и добился того, что оно приобрело логику и стройность. Но музыка Чайковского всегда провоцировала хореографов на поиск новых коллизий, куда более драматичных, чем волшебная сказка, предложенная Петипа.

Хореография М. Петипа в редакции Х. Усманова.

Художественный руководитель – Хасан Усманов

При участии солистов Большого театра.
 
Событие добавил gross


Гости

    Посетителей пока нет.


Комментарии (0)

свернуть / развернуть


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Скоро


Событий пока не предвидится.

Рейтинг мест