Заключительная в этом учебном году встреча творческой группы учителей географии состоялась в смоленском информационном центре по атомной энергии. Она была посвящена организации проектной деятельности в обучении в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Введение нового образовательного стандарта диктует особые требования к разработке современного урока. Обращаясь к педагогам, Светлана Деменкова, менеджер-методист Управления образования и молодежной политики Администрации г. Смоленска, отметила, что проектная деятельность является способом формирования универсальных действий и одним из главных мотиваторов обучения современного ученика.
О теоретической основе и структуре проектного метода коллегам рассказала Ольга Петровна Деменкова, учитель школы № 26 имени А. С. Пушкина, руководитель творческой группы учителей географии. Она подчеркнула, что успех работы такого метода зависит то того, насколько его участники будут самостоятельны в мышлении. Особое внимание Ольга Петровна обратила на важность формы презентации проекта, а также на роль учителя в реализации проектной деятельности и организацию мини-проекта во время урока.
Елена Леонидовна Данилова, учитель гимназии № 4, и Дина Ивановна Тарасевич, учитель гимназии № 1 имени Н. М. Пржевальского, поделились своим опытом использования данного метода и решением трудностей, с которыми они столкнулись в процессе работы.
В конце встречи Светлана Деменкова обратилась к педагогам с настоятельной просьбой: «Вы должны формировать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы дети, которых вы выпускаете, сумели найти свое место в жизни».
Так как встреча прошла накануне праздника Победы, смоленские учителя с удовольствием приняли участие в акции «Георгиевская ленточка»
«Ярмарка» методических идей педагогов смоленского региона прошла в информационном центре по атомной энергии.
Лучшие педагоги физики, математики и информатики творчески подошли к возможности поделиться опытом преподавания со своими коллегами. Современное образование выдвигает новые требования. И «классическое» преподавание предметов уже не удовлетворяет потребностям молодого поколения. Учителя считают, что сегодня необходимо устанавливать междпредные связи. Оказывается, физика и математика спокойно могут существовать рядом с литературой, историей и биологией. Проекты, объединяющие несколько предметов, которые учителя реализуют вместе со своими учениками, преследуют главную цель — научить детей мыслить творчески.
Идеи о преподавании физики и математики с таким подходом сыпались на ярмарке как из рога изобилия! Смоленские педагоги с помощью мастер-классов, открытых уроков, проектов с использованием информационных технологий в образовании с удовольствием делились своими находками.
За лучшую методическую идею были награждены следующие педагоги:
— Родикова Раиса Дмитриевна — учитель информатики школы № 29
— Волкова Нина Владимировна — учитель математики школы № 37
— Даньшина Ирина Валерьевна — учитель математики школы № 34
— Титова Татьяна Петровна — учитель физики и математики лицея № 1 им. академика Б. Н. Петрова
— Шептицкая Жанна Владимировна — учитель физики и математики школы № 32 им. С. А. Лавочкина
Наталья Сазонова, начальник информационно-методического отдела Управления образования и молодежной политики Администрации Смоленской области, подчеркнула, что такие предметы, как физика и математика, развивают системное аналитическое мышление школьников. Но благодаря расширению связей с другими предметами и использованию новых информационных технологий, изучение точных наук превратится в творческое увлекательное занятие.
Заседание творческой группы учителей географии Смоленской области состоялось в смоленском информационном центре по атомной энергии.
Сегодня педагоги сосредоточили свое внимание на технологии создания электронных учебных пособий по естественнонаучным дисциплинам. В сфере внедрения образовательных стандартов нового поколения это направление работы является наиболее актуальным. Светлана Деменкова, менеджер-методист Управления образования и молодежной политики Администрации г. Смоленска, обратила внимание коллег на ряд преимуществ использования электронных пособий. Они помогают решать педагогические задачи в современных условиях образования. Более того, интерактивный способ получения знаний через электронные пособия помогают учащимся получать информацию доступно, оперативно и качественно. Одним из видов такого обучения может служить виртуальное путешествие по музеям и городам. В этом педагоги географии смогли убедиться в самом начале знакомства с информцентром по атомной энергии, посмотрев интерактивную 3D-программу «Санкт-Петербург — путешествие во времени и пространстве».
Со своим опытом работы с электронными пособиями поделились смоленские педагоги. Так, например, учитель школы № 29 Татьяна Смирнова представила коллегам разработанный свой сайт-учебник по географии для учащихся младших и старших классов. Ирина Шилкина и Мария Благова, учителя школ № 33 и 27 соответственно, также представили свои разработки мультимедийных справочников по Смоленской области. Они показали, как работать с таким материалом непосредственно на уроках географии. Алгоритм создания авторского справочника по географии для учащихся 8 — 9 классов представил коллегам Сергей Ильин, учитель школы № 38.
По общему мнению педагогов, благодаря электронным пособиям, ученики самостоятельно приобретают знания из разных источников. Такая форма способствует развитию познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла.
Торжественное награждение десногорских школьников — победителей и призеров заочного дистанционного конкурса «Юный математик» — прошло в смоленском информационном центре по атомной энергии.
Идея проведения конкурса возникла на одной из тематических встреч учителей физики и математики в смоленском информцентре. Они озвучили необходимость проведения конкурса для школьников 5 — 6 классов. Именно в этом возрасте детей можно заинтересовать изучением точных наук, а в дальнейшем — поддерживать и развивать этот познавательный интерес.
Персонал смоленского информцентра предложил идею сотрудничества по этому направлению и Комитету по образованию г. Десногорска. Кто, как не учащиеся города атомщиков, должны были в первую очередь заинтересоваться конкурсом?
Информационный центр по атомной энергии реализует передовые компьютерные технологии в информационном и просветительском процессе, поэтому предложил для школьников новый формат проведения состязания. Конкурс был организован в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. На специальном сайте, который поддерживался сотрудниками центра, ребята получали рекомендации, тренировали свои умения и навыки в решении задач.
Дистанционный конкурс стартовал в ноябре прошлого года. Его цель — выявление одаренных детей и развитие информационной культуры учащихся. Интерес к математическому турниру проявили более ста школьников Десногорска. Перед тем, как приступить к решению конкурсных задач, юные математики с помощью сайта тренировались в решении пробных заданий. Большую поддержку в организации конкурса оказал Комитет по образованию г. Десногорска.
Победителям и призерам заочного дистанционного конкурса «Юный математик» в торжественной обстановке были вручены дипломы, подарки и сувениры от смоленского информационного центра по атомной энергии. Подарком для юных математиков также стало виртуальное путешествие по космическим просторам и путешествие в мир атомной энергетики, где маленькие атомщики попытались собрать реактор.
К конкурсу проявили огромный интерес и школьники и учителя. Это подтвердила председатель жюри Ольга Износова: «Важно, что такой конкурс проходит именно для 5 — 6 классов. Ребята приняли участие в конкурсе с азартом». Она поблагодарила сотрудников информцентра за высокий уровень организации. Ольга Конохова, менеджер-методист Комитета по образованию города-спутника Смоленской АЭС, награждая победителей и призеров, отметила, что благодаря технологиям, которые были использованы в «Юном математике», в подобных конкурсах могут участвовать и те дети, которые находятся на домашнем обучении.
Гостями центра в этот день стали и коллеги с центра общественной информации Смоленской АЭС. Ирина Дмитриевна Черткова-Арефьева, заместитель начальника отдела общественных связей, поздравила победителей и призеров конкурса и поблагодарила смоленский информцентр за плодотворное сотрудничество.
Юные математики из города атомщиков покинули смоленский информцентр не только с новыми впечатлениями, но и с желанием и дальше пробовать свои силы в конкурсе «Мой атом».
В преддверии нового года смоленский информационный центр совместно с профсоюзным комитетом студентов Смоленского государственного университета пригласил детей из детских домов на «Атомные елки». Почему обычная новогодняя елка стала атомной, узнали ребята из Ярцевской школы-интерната. Особенность таких развлекательных мероприятий для школьников, которые проводит информцентр по атомной энергии в том, что ребята не только развлекаются, как на обычной новогодней елке, но и пополняют свой интеллектуальный багаж, получают новые знания.
Предновогодняя встреча началась с познавательной программы. Ребята совершили виртуальное путешествие по просторам вселенной на космическом корабле с атомными двигателями и сразились в новогоднюю интеллектуальную викторину. Вопросы к ней специально подготовили сотрудники смоленского информцентра. По возвращении из космоса детей ждал сюрприз. Поздравить их пришли настоящие Дед Мороз и Снегурочка. Они подготовили для детей много интересных конкурсов. Но и ребята не остались в долгу. Каждый из них показал свои таланты: кто-то читал стихи, а кто-то пел новогодние песни. Даже их любимые педагоги приняли в этом активное участие.
Все воспитанники школы-интерната ушли, наполненные огромными впечатлениями, с новогодними подарками от Деда Мороза и смоленского информцентра и профкома СмолГУ!
В смоленском информационном центре по атомной энергии прошла региональная научно-практическая конференция «Посниковские чтения. Творческое наследие А. С. Посникова и современность».
Конференция посвящена известному русскому ученому, уроженцу Смоленской губернии Александру Сергеевичу Посникову, автору фундаментальных трудов по промышленному развитию России.
Александр Сергеевич Посников, профессор, создатель экономического отделения Петербургского политехнического института, депутат IV Государственной думы был среди тех, кто внес реальный вклад в развитие российской высшей школы в конце XIX — начале XX века.
Приветствуя участников конференции, Николай Петрович Сенченков, доктор педагогических наук, первый проректор Смоленского государственного университета, отметил, что тема конференции не случайна. «Мы должны обращаться к опыту наших выдающихся предков, которые заглядывали в будущее. В этом смысле, Посников опередил свое время. Сейчас, когда прерывается связь поколений, это наиболее актуально. Хотелось бы, чтобы конференция донесла идеи нашего выдающегося земляка до современных молодых людей. Надеюсь, что секции конференции в будущем расширят свою работу для школьников, учителей и краеведов», — сказал Николай Сенченков.
Несмотря на то, что конференция имеет региональный статус, в Смоленск приехали гости не только из других городов России, но и из Белоруссии и Германии. Конференция прошла при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Смоленской области.
В интервью телеканалу ГТРК — Смоленск Тамара Васильевна Боровикова, доктор педагогических наук, профессор, сказала: «Мы возвращаем имя Посникова не только Смоленщине, но и всей России. И одна из важных целей нашей конференции — собрать потомков выдающегося педагога и политического деятеля, нашего земляка. К нашей радости, приехал из Санкт-Петербурга потомок Посникова — Борис Александрович Посников». «Я приехал почтить память своего деда, который внес неоценимый вклад в российскую культуру. Он был человеком разносторонних взглядов, выдающейся личностью, которой по праву может гордиться Россия», — обратился к гостям Борис Александрович. Он рассказал слушателям о малоизвестных, но интересных и насыщенных страницах жизни Александра Сергеевича. Работа конференции была разнообразна по направлениям. В рамках обсуждения одного из них — «Инновационные процессы в образовании» — была представлена деятельность смоленского информационного центра по атомной энергии и его роль в создании адаптивной образовательной и социокультурной среды региона. К открытию конференции выпущен сборник научных статей, среди которых представлена работа руководителя смоленского информцентра по атомной энергии Натальи Кибисовой.
Конференция прошла при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Смоленской области.
Александр Сергеевич Посников — общественный и политический деятель, вошел в историю отечественной высшей школы как создатель и декан первого экономического отделения в России, созданного в Санкт-Петербургском политехническом институте. Долгое время возглавлял институт, а позже был избран его Почетным членом.