Смоленский информационный центр по атомной энергии отметил 110-летие выдающегося отечественного ученого Анатолия Петровича Александрова.
Узнать об основоположнике атомной физики в нашей стране, при непосредственном содействии которого создавался научно-технический, экономический и оборонный потенциал, пришли старшеклассники физико-математического класса одной из смоленских школ. Ребята уже сейчас определились с выбором предметов, которые помогут им в поступлении в высшие учебные заведения технического направления. Во время вводной беседы ребята показали хорошую подготовку по общенаучным вопросам.
Сотрудники информцентра представили школьникам фильм об Анатолии Александрове из серии «Творцы атомного проекта». Фильм рассказывает об ученом, который был научным руководителем целого ряда программ государственного масштаба, внес огромный вклад в развитие атомной энергетики и атомного флота страны, был президентом Академии наук СССР.
После этого будущие физики совершили виртуальное путешествие в мир атомной энергии. Проверить, насколько глубоки их знания, они смогли при помощи интерактивных викторин. Победители на память от информационного центра получили в подарок диск «Творцы атомного проекта».
Несмотря на то, что эрудиция у ребят достаточно широкая, многие из них впервые услышали об академике Александрове. Интересные повороты жизни и судьбы великого ученого показались современным школьниками настолько любопытными, что они выразили желание посмотреть и другие фильмы об известных ученых-физиках, а также принять участие в конкурсах информцентра и посетить «Поезд инноваций».
Анатолий Петрович Александров (1903–1994), Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР. Академик АН СССР. Выдающийся советский ученый-физик, принадлежит к замечательной плеяде отечественных ученых XX века, один из ведущих организаторов и руководителей исследований и разработок в области атомной науки и техники, крупнейший организатор советской науки.
В смоленском информационном центре по атомной энергии встретились члены творческой группы педагогов для обсуждения организации деятельностного подхода в обучении в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Обращаясь к педагогам, Юлия Викторовна Викторенко, менеджер-методист Управления образования и молодежной политики Администрации г. Смоленска, отметила, что осуществление системно-деятельностного подхода — главное в обучении современного ученика. По ее словам, он проявляется в проектной работе и разработке портфолио ученика.
Светлана Борисовна Ермачкова — руководитель творческой группы — рассказала коллегам об основных положениях образовательного стандарта. Она представила примерную структуру урока, основой которого является совместная работа учителя и ученика, рассказала о приемах повышения познавательной мотивации ученика, привела пример работы с текстом.
О проектной деятельности школьников, о том, как правильно работать над проектом, рассказала Светлана Геннадиевна Тарасюк, учитель школы № 15 г. Смоленска. «Необходимо, прежде всего, духовное развитие личности», — считает учитель. Подтверждением такого тезиса стали наглядные и интересные примеры проектов, реализованных ее учениками.
Оценить себя, посмотреть на свои достижения современному ученику позволяет портфолио — документ, где ученик собирает свидетельства личных достижений и индивидуального развития. О том, как ведется работа в этом направлении, рассказала Татьяна Аркадьевна Михаськина, учитель школы № 8.
Подводя итоги встречи творческой группы, Юлия Викторовна поблагодарила педагогов за плодотворную работу, отметив высокую практическую значимость встречи. По ее убеждению, современный подход работы с учениками — это предмет обсуждения на расширенном круглом столе, проведение которого планируется в апреле — мае 2013 года.
Смоленский информационный центр по атомной энергии продолжает реализацию проекта «Радость — детям!»
На этот раз гостями центра стали дети младшей возрастной группы — друзья смоленского информцентра — из реабилитационного центра «Вишенки». Большинство из них впервые попали в необычный мир атомной энергии. И, несмотря на зимнюю метель за окном, ребята приехали в «атомный» центр, чтобы окунуться в теплоту дизайна «солнечной лужайки» фойе информцентра.
Затем «вишенки» совершили увлекательное виртуальное путешествие по просторам космоса на космическом корабле, посмотрев один из интерактивных фильмов — «Земля — планета солнечной системы». Сложные викторины ничуть не смутили маленьких путешественников с ограниченными возможностями здоровья. Самые смекалистые и внимательные стали победителями и получили главные призы. Это придало еще больший азарт другим детям и все вместе принялись разгадывать головоломки «Умного стола». После того, как на мониторах появились инструкции к действию, работа закипела. Многие задачки уже были решены, прежде чем ребята увидели подсказки. На этом этапе было забыто деление на команды, и все дружно стали помогать друг другу. На память о посещении центра и о совместном преодолении трудностей детям были вручены сувениры с символикой информцентра.
Проект «Радость — детям!» стартовал в смоленском информцентре летом 2012 года. Он проходит специально для детей из социально-реабилитационных центров смоленского региона. Небольшие познавательные приключения и задачи, которые находят ребята в смоленском информационном центре, добавляют ярких и радостных минут к их зачастую нелегкой, повседневной жизни.
Открытый интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?» среди работников Смоленской атомной станции и учащейся молодежи прошел в городе атомщиков — Десногорске.
Смоленский информационный центр по атомной энергии уже во второй раз содействовал участию в игре команды физико-математического факультета Смоленского государственного университета. Кроме того, по приглашению организаторов турнира со стороны Смоленской АЭС, сотрудники центра приняли участие в турнире в качестве членов жюри.
Перед игрой смоленские студенты совершили прогулку по городу, посетив памятные места и достопримечательности.
В интеллектуальный бой вступили пятнадцать команд из Десногорска, Рославля и Смоленска. Кто-то из них играл в первый раз, но были среди участников и неоднократные чемпионы. Турнир проходил в пять этапов, каждый из которых состоял из десяти вопросов. Игроки должны были найти правильный ответ за одну минуту.
«Кинетический континуум глобальной хроносферы» — именно так называется команда физмата СмолГУ — показал блестящий результат, заняв почетное второе место. Это еще одна победа студентов. В прошлый раз ребята под предводительством своего капитана Елены Беляковой заняли третье место. «Мы очень рады вновь принять участие в игре. Теперь мы поднялись на ступеньку выше. Надеемся, что следующая игра принесет нам победу», — сказала Елена.
Открытый интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?» регулярно проходит в городе-спутнике САЭС — Десногорске. Его организаторы — молодые атомщики Смоленской АЭС и команда интеллектуальных игроков «Три Тысячных». Одна из главных задач турнира — популяризация профессии атомщика.
В видеозале смоленского информационного центра по атомной энергии вновь собрались учителя географии смоленских школ, чтобы поделиться опытом работы с одаренными детьми.
На первой встрече учителей-географов в информационном центре обсуждались итоги участия одаренных ребят в предметных олимпиадах. Сегодня педагоги уделили большое внимание современным подходам анализу и самоанализу урока.
Проект продолжает свою работу в рамках долгосрочного сотрудничества между информцентром по атомной энергии и управлением образования администрации г. Смоленска. Он призван помочь педагогам совместно с органами управления образования выработать общие подходы к работе с такой группой школьников.
«Взаимодействие ученика и учителя, развитие универсальных действий — обязательное условие. Учитель должен работать над своим самообразованием и культурным развитием, чтобы уметь применять современные подходы к работе с одаренными детьми. Это особенно важно в условиях перехода на новые образовательные стандарты», — обратилась к учителям Светлана Сергеевна Деменкова, методист-менеджер Управления образования и молодежной политики администрации г. Смоленска.
О теоретической базе и алгоритме педагогического мониторинга рассказала Ольга Петровна Деменкова, учитель школы № 26 имени А. С. Пушкина, руководитель творческой группы учителей географии смоленских школ. Особое внимание она обратила на разные формы и критерии анализа учебного занятия с точки зрения тех, кто приходит на урок, и с точки зрения тех, к кому приходят на урок. При этом собравшиеся учителя смогли стать непосредственными участниками этого образовательного процесса. Ольга Деменкова предложила каждой группе по определенной схеме провести анализ открытого инновационного видео урока учителя географии одной из липецких школ, который вошел в число пятнадцати лучших уроков всероссийского конкурса «Учитель года». Педагоги должны были с помощью расчетов по формуле определить эффективность урока, привести его положительные и отрицательные стороны. Они прекрасно справились с заданием, получив возможность посмотреть со стороны на построение своего урока, на умение взаимодействовать с каждым конкретным учеником во время подачи нового материала.
«Обучать — значит учиться вдвойне», — подвела итог встречи Светлана Сергеевна.
Очередная встреча смоленских учителей, посвященная вопросам работы с одаренными детьми, состоится в информационном центре по атомной энергии в ближайшее время.
14 января 2013г. в смоленском информационном центре по атомной энергии стартует конкурс-игра «Апельсин» по физике для учащихся 7 классов школ г. Смоленска.
Конкурс проводится в два тура:
1 тур отборочный — заочный
2 тур — очный в форме игры «Умники и умницы» в информационном центре по атомной энергии.
Порядок проведения конкурса подробно описан в Положении (см. ниже).
Решение заданий первого (заочного) тура необходимо сдать Наталье Дмитриевне Васиновой до 31 января 2013 года (каб. № 15, Управление образования и молодежной политики Администрации г. Смоленска).
Важно! К проверке принимаются не менее 5-ти решенных заданий.
Работа должна содержать информацию об участнике по следующей форме:
— образовательное учреждение;
— фамилия, имя, отчество участника конкурса;
— класс;
— фамилия, имя, отчество руководителя (учителя).
В информационном центре по атомной энергии состоялась встреча участников смоленского областного литературного объединения «Родник».
Гости узнали о миссии центров по атомной энергии, о деятельности смоленского информцентра, который недавно отметил первую годовщину. За это время в центре прошло более двухсот мероприятий. Это лекции, интеллектуальные турниры, конкурсы и встречи.
Узнав о работе информцентра по атомной энергии, «родниковцы» погрузились в мир виртуальной реальности с помощью программы «История астрономии — освоение космоса». На предновогодней встрече, в дружеской обстановке участники литобъединения — поэты и прозаики Смоленска — обсудили новости литературной работы, подвели итоги творческого года, поговорили о планах на новый 2013 год.
В субботний вечер в центре прозвучало много стихов, поэт и бард Любовь Сердечная исполнила свои песни.
Литобъединение «Родник» знают на Смоленщине более 30 лет. В разные годы в «Роднике» занимались такие ныне известные поэты, как Тамара Лосева, Нина Жигарева, Александр Батюк, Дмитрий Петроченков, Валентина Белоусова, Людмила Колесова, прозаики Мила Клявина, Татьяна Харитонова и другие.
В Десногорске — городе-спутнике Смоленской АЭС — подвели итоги ежегодного конкурса творческих работ «Смоленским Прометеям — 30». В нем приняли участие более ста учащихся школ и учреждений дополнительного образования. В этом году были представлены работы, посвященные 30-летию пуска первого энергоблока Смоленской АЭС.
Конкурс завершился торжественным награждением. Смоленский информационный центр по атомной энергии принял участие в конкурсе не только в качестве членов жюри, но и поощрил победителей и призеров своими призами и поощрительными подарками.
Особенность конкурса в том, что все его участники живут рядом с атомной станцией. Многие из них будут развивать атомную энергетику дальше. В своих работах дети хотели рассказать о том, как они видят дальнейшее развитие атомной энергетики и области применения мирного атома. Как отметил один из членов жюри Роман Петров, начальник отдела общественных связей центра общественной информации Смоленской АЭС, работы участников оказались такого высокого уровня, что членам жюри было сложно выбрать лучшие. Поэтому было решено отметить работы за их нестандартное решение.
Победителей и призеров конкурса чествовали по трем номинациям: литературное творчество, художественное творчество и мультимедийные проекты. Большинство работ, которые оказались и самыми интересными, были представлены в номинации художественного творчества. Здесь представлены как живопись, так и прикладное творчество. Ребята показали свое мастерство в лепке, искусном плетении бисером, необычном цветовосприятии при написании картин.
Первое место разделили коллективная работа «Город Прометеев» учащихся воскресной школы и работа «Надежда» Добровенской Дарьи, учащейся художественной школы. В литературной номинации жюри решило первого места не присуждать. В номинации мультимедийных проектов первое место заслужили две учащиеся одной из десногорских школ — Олесик Евгения и Морозова Ирина. Их проект называется «Смоленская АЭС: история, события, факты».
Жюри не могли не отметить педагогов — тех, под чьим чутким руководством выполнены детские и юношеские работы. Им также были вручены подарки от Смоленской АЭС и смоленского информационного центра по атомной энергии.
В преддверии 30-летия пуска первого энергоблока Смоленской АЭС в смоленском информационном центре по атомной энергии проходила специальная программа для школьников и студентов «Атомный зачет».
Более двухсот смоленских школьников и студентов средних специальных и высших учебных заведений успешно сдали «атомный» зачет, показав глубокие знания по физике и атомной энергетике. Самыми знающими из школьников оказались ребята школы № 28.
Сначала гости центра активизировали свои знания с помощью научно-популярной программы в жанре 3D. После чего могли приступать к «атомному» зачету, который состоял из нескольких отборочных этапов и финала. Один из этапов турнира — региональный — был посвящен главному отраслевому предприятию региона — Смоленской атомной станции. Что означает аббревиатура и цифры в названии реактора? Сколько в России действующих атомных станций? В каких единицах измеряется радиация? Многие из тех, кто пришел на зачет в информцентр, принимали активное участие в проекте «Осенний марафон: что ты знаешь о Смоленской АЭС?», поэтому для них не составило труда ответить на непростые вопросы.
В финал выходили команды, набравшие наибольшее количество правильных ответов на отборочных этапах. Команде-победителю сотрудники смоленского информцентра по атомной энергии вручили сертификат, подтверждающий сдачу «атомного» зачета, и памятные подарки.
По просьбе образовательных учреждений Смоленска в будущем принять участие в «Атомном зачете» смогут и другие школьники и студенты.
О смолянах — выдающихся ученых-математиках говорили в смоленском информационном центре по атомной энергии.
В рамках проекта «Земляки» в смоленском информационном центре по атомной энергии реализуется лекторий «Смоляне в истории науки и техники». В биографиях многих известных ученых, которые внесли значительный вклад в отечественную науку, есть смоленские страницы. С лекцией «Смоляне — выдающиеся математики начала ХХ века» выступила Валентина Михайловна Калыгина — к. к н., известный в Смоленске краевед.
На суд слушателям краевед представила исследование биографических страниц смоленского периода выдающихся математиков ХХ века — Павла Сергеевича Александрова, Лазаря Ароновича Люстерника. Они — выпускники смоленской гимназии Евневича. Особое внимание краевед уделила талантливому педагогу этой гимназии, который воспитал целую плеяду замечательных ученых. Александр Романович Эйгес оказал большое влияние на становление своих учеников не только в математике, но и в области эстетических и философских интересов. Александров и Люстерник наиболее яркие представители Смоленского края, оставившие заметный след в отечественной математике ХХ века. Павел Сергеевич Александров стал академиком АН СССР, был членом многих иностранных академий; Лазарь Аронович Люстерник — член-корреспондент АН СССР. Учебники и монографии Александрова и Люстерника издаются до сих пор и являются актуальными для современных студентов.
О выдающихся ученых-физиках — участниках атомного проекта, сотрудниками информационного центра при поддержке Валентины Михайловны снят документальный фильм «Смоляне — участники атомного проекта». Впервые он был представлен широкой общественности на региональной научной конференции «Смоляне на службе Отечеству» и вызвал большой интерес и получил высокую оценку. В рамках лектория специально для гостей центра — членов смоленского краеведческого клуба «Феникс» — сотрудники центра презентовали этот фильм. Руководитель центра Наталья Кибисова рассказала о предпосылках создания цикла о выдающихся смолянах, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной науки и техники. Она вручила руководителю краеведческого клуба «Феникс» Ирине Степановне Герасимовой — заведующей краеведческим отделом Центра детско-юношеского туризма и экскурсий диск с фильмом для использования в работе. «Очень важно и знаменательно, что впервые на Смоленщине появился такой фильм о наших известных земляках», — сказала Ирина Степановна.
Среди гостей центра присутствовал и Леонид Степченков — известный смоленский писатель, краевед и журналист, а также сотрудник Смоленской областной универсальной библиотеки им. А. Т. Твардовского. Ему, как представителю главного книжного храма области, информцентр передал новые поступления книг по атомной тематике из собрания «Курчатовской библиотеки» центра.
Старейший краеведческий клуб «Феникс» создан по инициативе Ирины Степановны Герасимовой. Сегодня клуб объединяет ученых, учителей, работников библиотек. Своей главной задачей клуб считает пропаганду краеведческих знаний и гордится тем, что его членами выпущено значительное количество монографий, научно-популярных книг, брошюр, путеводителей и статей по Смоленскому краю. Краеведы, входящие в состав клуба «Феникс», активно участвуют в подготовке мероприятий, связанных с юбилейными датами из истории нашего региона.