В наши дни взаимоотношения смоленской молодёжи с высоким академическим искусством складываются непросто, а классическая музыка всё реже входит в сферу интересов смолян в возрасте от 15 до 30…
Причин для забвения «сложного», «непонятного», «недоступного» досуга много в современной России. Их много больше, чем причин для труда души и ума. Но моя заметка не о проблемах. Она хочет быть призывом – к музыке, творчеству, искусству; к открытиям для тех, кто не знает, что такое филармония, и где в Смоленске она находится!
Однажды, в начале мая была чудесная весна, я вышел вечером из здания филармонии и решил пройтись по как всегда густонаселённому парку им. М.И.Глинки. Все знают — это любимое место возлияний и отдыха нашей молодёжи. Накопив энтузиазм, начинаю у всех подряд земляков спрашивать, что за парк, кому памятник, что за здание, наконец, с колоннами? О, друзья мои, слышали бы вы то, что слышал в ответах я!..
Но моя заметка не о проблемах…
Здесь я хочу рассказать о Музыканте, и своим рассказом привлечь внимание молодёжи к прекрасному и вечному, к музыке!
Говоря о пианистке Екатерине Державиной, легко и просто избежать таких характеристик и эпитетов, как: совершенное владение инструментом, безупречное исполнительское мастерство, исключительная музыкальность, тонкий психологизм музыкального мышления, невероятное разнообразие палитр звучания, интеллектуальность творчества и т.д. и т.д. Всё это, однозначно, о ней, о Екатерине Державиной, но…
Реалии культурного пространства сегодня таковы, что трудно, невозможно представить себе музыканта, вызывающего большой интерес у публики, и НЕ обладающего подобными качествами… В современном исполнительстве они стали нормой. Державина же принадлежит к «высшему обществу» этого музыкального мира, думаю, потому, что о ней можно сказать что-то ещё, что-то кроме обыденных заключений о технике, музыкальности, индивидуальности и т.п., к которым мы так привыкли.
Державина – Музыкант, созданный Божьим проведением, Художник, владеющий уникальным даром привносить в жизнь нечто неописуемое, невыразимое, и то, ради чего можно было бы, кажется, жизнь эту проживать… Подтверждение этих слов – каждое выступление Екатерины, в том числе и концерт в Смоленске. Когда слушатели, независимо от возраста, образования, социального статуса и чего может быть ещё, затаив дыхание, внимают каждой ноте больших и сложных произведений Баха и Шуберта; когда в антракте смущённо скрывают залитые слезами лица; когда почти невозможно обменяться мнениями по поводу услышанного, т.к. это как раз тот случай, когда «не трожьте музыку руками», и не понятно, что именно можно было бы тут обсудить; когда мощь полученной энергии и информации меняет сознание и заставляет задуматься, а всклоченная душа ищет выхода в желании делать добрые дела!.. (здесь не говорю об эстетическом наслаждении музыкой как таковой — это, применительно к возможностям Державиной, – тоже норма). И вот тогда мы понимаем, что имеем дело с не просто музыкантом и с не просто музыкой! Это – откровение! Это – волшебство! И тому свидетелей, слава Богу, немало! И совершенно не важно тогда, какими средствами художник нёс бы эту свою миссию.
Совершенно показательным является и тот факт, что профессиональные музыканты, коллеги и особенно педагоги, почти всегда слушающие музыку на уровне её технико-физического содержания, максимум на уровне «интересно — не интересно», вновь обретают способность слышать музыку как музыку, попросту говоря, воспринимать её душой и сердцем, а не с помощью образовательных навыков, полученных в ВУЗе… В этот момент интерпретация, средства выразительности, мастерство исполнения как-будто утрачивают свою важность, или перестают обращать на себя внимание, и слушатель успевает следить лишь за тем, что творится в его собственной душе и сознании. Тут уместна одна цитата: «Есть одна совершенно феноменальная пианистка – Катя Державина. Что такое для меня гениально? Когда я не отдаю себе отчёта, почему это захватывает, отключает от реального мира. Что для меня и составляет суть развлечения, или, если угодно, наркотика». (пианист Борис Березовский в интервью газете «Вечерний клуб», Москва) Тут Борису Вадимовичу не поверить нельзя! он знает, о чём говорит, т.к. запредельная сила воздействия на слушателя – и его, как и Державиной, отличительная черта.
Однажды я разговаривал с очень умным человеком, который долго, сложно и адекватно пытался объяснить, каким именно образом всё это действует, говорил о видах и характеристиках звуковых волн, о физиологии восприятия, об эмоциональном состоянии, стечении всех этих факторов и т.п… Было
интересно, но далеко не так, как на концерте! и всё же я скорее поверю в Чудо!
При этом Державина не входит в список «раскрученных музыкантов», или так называемых медийных лиц… И это вполне понятно… Искусство и творчество, которыми она занимается, никогда не было и не станет массовым. Это не шоу и не шоу-бизнес. Это гораздо выше. Это порой даже выше стандартного понимания и восприятия… Это нескончаемая и всегда трудная внутренняя работа, как исполнителя, так и его слушателя. Это и есть жизнь в искусстве. Это – энергия самой Природы. Это – творчество высшей пробы, возвращающее нас к истинам и первоистокам значения искусства для человеческой цивилизации.
Игорь Аронов
на конкурс
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.