Учитель – моя профессия!
Немногие из выпускников педагогических вузов, а тем более – из филологов сейчас идут работать в школу. Мало денег, мало престижа, но много ответственности и собственных потерянных нервов. Ольга – выпускница филологического факультета СмолГУ. Уже год она работает по специальности в Москве. На примере ее рассказа можно убедиться, что профессия учителя, вопреки мнению многих, востребована, а то, чем студент занимается в вузе в течение 5 лет, дает свои результаты.
«Хотела ли я быть учителем, когда поступала на филфак? Я думала об этом все пять лет обучения. Если быть честной, прежде всего с собой, то я допускала такую возможность. Но вероятнее всего, казалось мне, с дипломом филфака я последую в редакцию какой-либо более-менее раскрученной газеты, принесу несколько статей на злободневные темы и дальше буду продолжать работать в том же духе. Лучше заниматься журналистикой, думалось мне лет шесть назад, нежели отвечать каждый урок за жизнь и здоровье детей, стараться быть интересной для них, открывать что-то новое… Это не было мечтой моего детства, хотя однажды я выполняла роль учителя для своих маленьких родственников, с которыми как-то отдыхала в деревне. Получалось неплохо, но очень трудно было выдерживать вопли малышей в случае неудачного выполнения задания или жалобы друг на друга. Разве я могла подумать тогда, что выберу этот путь? Конечно, нет.
Итак, пока я думала, изберу ли эту профессию в будущем или нет, некоторые однокурсники, размышляя об этом вслух, говорили: главное – высшее образование, а потом разберёмся. Я разделяла их точку зрения. Сомнений в правильности выбора факультета не возникало никогда: учиться было интересно, и я безумно благодарна всем преподавателям, подарившим мне возможность обучаться с интересом и любовью. Я училась учить, я училась любить своё дело так, как любят они.
Убеждённость в правильности выбора профессии пришла ко мне во время практики на 4 курсе: я обнаружила в себе способность не только преподавать, но и писать сценарии к детским мероприятиям. Я осознавала всю важность того опыта, который приобретала. И тогда я решила твёрдо не сворачивать с пути, сказав себе, что не просто моя будущая профессия — учитель, а более решительно: «Учитель – моя профессия!»
На 5 курсе я стала задумываться, а что же делать дальше? Я могу работать в школе, я хочу работать в школе, но будет ли там место для меня? Мне хотелось остаться в Смоленске. Я полюбила его за пять лет пребывания здесь. Тихий, спокойный красивый город. И если решиться его променять, то разве что только на столицу, куда устремляются все, кто чувствует в себе силы и способности. Те, кому нечего терять.
Я решила штурмовать стены смоленских школ после педагогической практики по литературе, затаив надежду на то, что смогу остаться в школе, где практику и проходила. Именно там я обрела ещё большую уверенность в выборе профессии, но к концу практики мне стало абсолютно ясно, что в этой школе для молодых учителей места нет. Да и к тому же, заработная плата молодого специалиста вряд ли способна обеспечить безбедное существование, когда у тебя нет своей квартиры или родителей в Смоленске, с которыми можно пожить первое время.
Шло время, я искала сайты, где можно разместить своё резюме и постепенно училась его составлять, суммируя все навыки, достижения, приобретённые мной за пять лет обучения, особое внимание я уделяла собственным достижениям на педагогической практике, так как это уже какой-никакой, но профессиональный опыт.
В Москве пришлось помотаться с одной квартиры на другую, разочароваться в некоторых близких людях… Получив работу, я вместе с другими молодыми учительницами из той же школы, тоже приезжими, сняла квартиру. Вместе нам удобно жить и платить за жилье.
На работу я устроилась достаточно быстро. На одном из сайтов поиска работы я опубликовала своё резюме и отправила его на интересующие меня вакансии учителя русского языка и литературы. На собеседование в школу, где я сейчас работаю, я приехала в июле. Стоит сказать, что в этой школе довольно молодой коллектив, а более опытные педагоги охотно помогают начинающим коллегам. Ничего подобного я не видела в смоленских школах. Мне предложили должность педагога-организатора экспериментальной деятельности, благодаря уже имеющемуся у меня опыту работы в области проектных технологий. Дело в том, что на 5 курсе в университете я выиграла конкурс по разработке творческих проектов. Сейчас я понимаю, что именно этот момент стал решающим и помог сделать первый шаг для начала карьеры. Это очень интересное занятие, которое требует от меня постоянного творческого развития. В нашей школе существует группа из преподавателей, которые занимаются разработкой и организацией всевозможных мероприятий, целью которых является совместная плодотворная деятельность учеников и учителей. Это и различные фестивали, на которых можно выступать со своими проектами, творческими идеями, и планирование новых моделей проведения уроков.
Плюс я получила часы надомного обучения (5 класс) и два класса в приюте (6 и 10 класс). Немного поясню, что же подразумевает «надомное обучение». Это индивидуальное обучение ребенка в стенах школы. «Надомниками» являются ученики, имеющие серьёзные проблемы со здоровьем. Они посещают школу, но только уроки проходят с учителем наедине. За каждого надомника платят как за целый класс. У меня всего один надомник-пятиклассник. Замечательный мальчик, гиперактивный. На месте не усидит ни минуты. Это ребёнок творческий, любящий читать и осмысливать прочитанное вместе с учителем, но ненавидящий писать. Ему лучше проболтать весь урок, нежели сидеть и выполнять упражнения. В начале урока всегда следует вопрос животрепещущий: «А много ли мы будем сегодня писать?» Затем учеником осуществляются дипломатические попытки договориться со мной писать на этом уроке мало, а на следующем больше, ну а домашнее совсем не нужно, так как правило и ёжику понятно (а ведь он ещё не видел даже, что за правило). Мне пришлось научиться бороться с его нелюбовью к письменным упражнениям, и уроки стали проходить эффективнее.
Преподавание в приюте — это морально тяжело. Там находятся дети приходящие-уходящие. Эти ребята в „подвесном состоянии“: родителей лишают родительских прав и на время судебного процесса таких детей помещают во «временный приют», либо же в этом приюте оказываются дети, родители которых при смерти, а больше в их жизни никого нет, а если и есть, то они оказываются просто ненужными родственникам. Здесь они продолжают жить, как и раньше, но уже в состоянии полной неопределённости, то ли они вернутся домой, то ли окажутся в приюте, но теперь уже не временном, а постоянном и надолго, возможно, до самого выпуска. Я преподаю им русский и литературу. В специально отведенной комнате собираются два моих класса. Если они есть, их ведь может и не быть. В классе, как правило, два-три человека, и мало, кто интересуется учёбой, так как они не считают, что им это нужно. Шестой класс ещё посещает занятия, а вот десятиклассников ловят и приводят на занятия воспитатели. Они не хотят заниматься, они хотят поговорить о том, как может что-нибудь сложиться хорошего в их жизни, если родители алкоголики или наркоманы, воры или убийцы… И приходится учиться находить общий язык с ними. Пытаться вселить в них хоть какую-нибудь надежду и вырвать, если возможно, не на долго из пропасти. И для меня это тоже испытание.
Итак, я учу других и учусь многому сама. Уже есть успехи – этой весной меня повысили, присвоили 2 категорию. Зарплата для Смоленска – большая, тем более, если учесть, что я – начинающий педагог. Но работа нравится мне не только поэтому. Я увлечена, мне все интересно, постоянно в движении, мой труд востребован. Я много езжу по Москве, знакомлюсь с новыми людьми. Словом, жизнь кипит! Конечно, и здесь бывало всякое… Случалось разочаровываться в коллегах. Но я хочу работать учителем, совершенствоваться и добиваться успехов. А тем, кому только предстоит сделать свой жизненный выбор, желаю удачи. Верьте в себя и не бойтесь. Ищите место, где в вас заинтересованы и где ваше желание действовать оценят по достоинству!»
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернутьguest
Lord_Wolf
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.