Нынешняя дождливая погода и последний день лета располагают к чему-то спокойному, красивому и умиротворяющему. Как раз такие работы и подобраны. Кино: Настройщик (Россия, 2004)
Здесь сразу стоит оговориться – выбор фильма на сто процентов субъективен. Это связано даже не с отношением к русскому кино и к тому, можно ли считать старенький фильм Киры Муратовой, получивший «Нику» и несколько других российских наград, классическим. Дело только в том, любите ли вы Ренату Литвинову, или нет. Мне вот импонирует её манерность и своеобразная красота, связанная не только с внешностью.
А дальше уже можно говорить о самом фильме. В основе сюжета – вольная интерпретация истории, написанной Аркадием Кошко. История криминальная, о доверчивых престарелых вдовах, ловком и талантливом музыканте-мошеннике и его любовнице. Из русских аналогий на ум приходит только Остап Бендер. Но в его характере не было места интеллигентности, да и типаж совершенно устарел. Мы так привыкли восхищаться историями успеха зарубежных мошенников, что почти перестали верить в возможность появления чего-то подобного на отечественном экране. И я очень удивился, посмотрев прекрасную россискую криминальную комедию, стильную и интеллиентную.
Действие происходит в наше время (вернее, в их 2004 году). Андрей – настройщик, живет на чердаке с Линой – девушкой из богатой семьи, которая ради него сбежала от мужа. Андрей из кожи вон лезет, чтобы обеспечить своей спутнице ту жизнь, к которой она привыкла. Справедливости ради стоит сказать, что и Лина принимает активное участие в афере, а не стоит в стороне. Настройщик втирается в доверие к двум вдовушкам, которые относятся к нему почти как к сыну и надеется их обмануть. Женщины эти живут как будто в своем особом мире. Они как-будто сошли со страниц романов вековой давности (что, буквально, так и есть, вспоминая первоисточник сюжета) и в нынешнем мире выглядят идеальными жертвами для молодого мошенника. Анна Сергеевна и ее простоватая подруга Люба живут в квартире, уставленной антиквариатом. Они одеваются в дореволюционном стиле, говорят красиво, держат аристократичную ровную осанку и периодически продают какие-то старые коллекционные вещи, чтобы обеспечить свое существование. Часто проводят у себя творческие вечера, где собирается множество таких же колоритных мужчин и женщин в возрасте. И буквально все в восторге от молодого, бойкого и талантливого Андрея. Он называет всех «сударь» и «сударыня» и отлично вписывается в компанию.
Дальше уже не так важно, как именно он осуществляет свою комбинацию по «относительно честному отъему денег» у вдов. Как он кривляется, рассказывая очередную выдуманную историю, или вдохновенно играет на циммермановском пианино. Даже периодические появления Лины с оружием, будь это маленький блестящий пистолет или просто коса, не принцпиальны в плане сюжета, зато подчеркивают общую водевильность и легкую атмосферу фарса.
«Настройщик» – картина очень легкая, несмотря на хронометраж в почти сто пятьдесят минут. Смотрится на одном дыхании и заставляет вас улыбаться, глядя на большую любовь главных героев, при этом наполовину спрятанную между строк, и умиляться проделкам обаятельного мошенника. Музыка: The Horrors «Skying»
Группа The Horrors еще очень молода. Если верить вики, то образрвалась в 2005 году, а первый альбом выпустила в 2007. И успела уже завоевать огромную популярность не только своими музыкальными экспериментами в стиле шугейз, но и внешним видом. Пятерых парней в узких джинсах, с огромными шевелюрами, уставившихся, как по команде, в собственные начищенные до блеска лакированные ботинки, трудно не узнать с первого раза. За время существования группы мы уже как-то привыкли к несколько готичной, угрюмой направленности их музыки. Черная одежда и ассоциации с Мэрилином Мэнсоном тоже работают на такое восприятие.
Нынешние же The Horrors имеют мало общего со сложившимся образом. Если присмотреться, группа продолжает свой путь от жесткого и мрачного гаражного звучания времен первого альбома к все более мягкому и отрешенному пост-року и шугейзу. Первый такой переход остался почти незамеченным. Под руководством Джеффа Бэрроу из Portishead «ужасы» выпустили Primary Colours, которая была настолько хороша, что никто особенно не ощутил перехода к более мягкому стилю. Пластинка внушала все тот же загробный страх, как все старые работы группы, но звук стал уже более отрешенным.
К работе над «Skying» Бэрроу уже не привлекали, а крен в сторону посто-рока стал заметнее, чем когда бы то ни было. Это и стало причиной некоторого разочарования. Возможно, все дело в том, что Horrors еще воспринимают если не как one-hit-wonder, то уж во всяком случае как новичков. Если вспомнить историю с последним альбомом заслуженных ветеранов Radiohead, то никто не мог и слова плохого про альбом сказать, пока не прослушали десяток-другой раз. А некоторые и до сих пор заявляют, что «не могут до конца расслушать». С альбомом Skying у The Horrors сейчас похожая история. Лично для меня переломным моментом в отношении к этому альбому стао третье прослушивание, когда в последнем восмиминутном треке я услышал явственно мелодии, которые вполне могли бы исполнять Pink Floyd времен Division Bell или Momentary Lapse of Reason. Только услышав (понятно, для каждого свои) ключевые моменты или аналогии с чем-то хорошим и любимым, весь материал последнего альбома займет свое место, а сама пластинка – подобающее место в коллекции.
Хочется нам или нет, но любимые группы взрослеют. Это процесс нормальный и даже полезный. Ведь мы получаем не очередную пост-рок/шугейз группу из пяти скучающих московских хипстеров вместо прекрасных рокеров. Horrors из выскочек превратились в группу, знающую свое место и проповедующую свой стиль, играющих очень качественную и взрослую музыку. Одна новая пост-рок группа ничего бы в мире не изменила. А одна хорошая и оригинальная пост-рок группа обязательно изменит.
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.