Защитит ли нас наша армия: антимилитаристская акция у памятника Тёркину

Смоленск — город, в котором не существует социальной активности. Тем удивительнее было увидеть в сквере у памятника Василию Тёркину и его создателю, Александру Твардовскому, молодого человека с плакатом на русском и английском языках: «Без воли, без свободы, умереть по приказу \ No will, no freedom, die on order».

На фоне имён героев ВОВ оказался антимилитаристский плакат, но в этом не было противоречияЗа разъяснениями пришлось обратиться к самому демонстранту.

Что значат фразы на твоём плакате? Против чего ты выступаешь? Ты вообще не возражаешь, если я возьму у тебя интервью?
Да, интервью — это очень неплохо. Моя акция направлена против существующего устройства армии в РФ.

Чем вызвана необходимость выйти к памятнику Тёркину и сделать такой жест?
Исключительно вопросом совести и гражданского долга. Мне не западло выйти и сказать что-то таким образом. Хотя «одиночный пикет» — прямо скажем, дурацкая форма, но все остальные как правило требуют разрешения властей. Поэтому так.

Расскажи о сути твоих лозунгов. Что они означают?
В российской армии, и армии вообще, мы сталкиваемся с трёмя чудовищными вещами, которые не соотносятся с принятой в обществе свободой личности. Это несвобода в пределах военной части, несвобода в плане решения что тебе делать (в том числе, идти или не идти служить) и глобально — несвобода распоряжаться своей жизнью. В армии ты не вправе отказаться идти на верную смерть, хотя жизнь — это только твоя собственность и ты сам знаешь, как ей распорядиться.

Но ведь в других странах всё то же самое.
Далеко не так. В этих странах уже давно доросли до того, что свобода, воля распоряжаться собой самостоятельно — стоят на первом месте. И что-то делать человека можно заставить только добровольно. В этих странах армия — контрактная, в контракте человек соглашается с тем, что он будет кому-то подчиняться, что он рискует получить увечья или погибнуть. А вот в Южной Осетии погибли солдаты-срочники. В контракте оговаривалось, что идя в армию, они могут погибнуть? Да у них не было никаких контрактов…
Проблема в том, что сознание российской власти отстало лет на пятьдесят минимум. А значительная часть общества мыслит сегодняшним днём, поэтому многие, как я, находят неправильным анахроничность современной армии России.
Мы выступаем за контрактную армию и большее количество свобод. Прошло уже время рекрутской повинности.

А если надо Родину защищать?
В этом случае объявляется всеобщая мобилизация. Для всех остальных случаев есть профессиональные военные.
У таких военных существует положительная мотивация — деньги, многие другие блага. У «срочника» мотивация только негативная: административное и уголовное преследование, наказания за неисиполнение приказов. И вообще, армия — это обязательство, которое ничего не приносит взамен.
Ведь я не случайно стою у памятника Тёркину. В Великую Отечественную на фронт рвались все мальчишки. Это была честная война, где люди выполняли свой моральный долг, и он не противоречил приказу. Когда были войны в бывшей Югославии и на Кавказе, многие люди, которые являлись военными по призванию, ездили добровольцами сражаться за братские народы.
А хорошо ли будет воевать солдат с негативной мотивацией? Ведь он знает, что его заставляют, что он не соглашался на это. Это просто обязанность, повинность. Вслушайтесь в это слово: повинность!

А как тогда бы выглядела по-твоему, идеальная армия?
Это должны быть добровольные военные курсы по месту жительства, с девяти до пяти, с выездами в полевые условия и экзаменами. С привлекательными льготами для курсантов. Вообще-то, так и устроены армии разных европейских государств. Самое главное, что если человек не видит себя с каской и в автомате — никто его волю не ломает. Он может просто не служить. В большинстве других стран, как и России, ему предлагают обязательную альтернативную службу. Но я против обязаловки. Это негативная мотивация.

Ведь тогда никто не захочет служить?
Почему же? После отмены обязательного призыва в армии Германии солдат меньше не стало, наоборот — случайные люди отсеялись, теперь там все исключительно с сильной мотивацией выслужиться и достигнуть результатов. Всё-таки, мужчине престижно иметь за плечами такой опыт, а иногда стыдно не иметь. Поэтому отмена призыва не сделала немецкую армию слабой. Я не хочу быть военным, но обладаю теми же навыками, что любой рядовой — знаю оружие, самооборону, как жить в полевых условиях… И если Отечество захватят враги, я буду его защищать. Я защищаю его уже, тем, что не равнодушен к проблемам своей страны. И я не уверен, что её смогут защитить замученные казарменными условиями, сегодняшние призывники, которым не оставили другого выхода. «Отсутствие выхода» в таких обстоятельствах вообще звучит не просто странно, а страшно: защита Отечества — дело доброй воли. Или, иначе говоря — добровольное. Дело совести.
Но если в России будут воспитывать сознательных граждан, свободу и права которых уважают прежде всего, то она не пропадёт.

Записала Анна Благовещенская

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Автор топика запретил добавлять комментарии

Прямой эфир