Кино-притча от Джима Джармуша и хип-хоп альбом, близкий к чилауту. И то и другое наполнено красотой, но не наполнено смыслом. Не наполнено даже цветом. Кино: Мертвец (США, 1995)
Фильм Джармуша – находка для тех, кто хочет выглядеть ценителем хорошего кино или просто человеком, имеющим Собственное Мнение. В нем нет своего смысла как такового. Все, что в нем может появиться, это только отражение чувств зрителя. Пожалуй, забавно понаблюдать за самим собой через такое кривое зеркало.
Итак, стоит рассказать только о судьбе картины о самых распространенных параллелях и символах. Фильм был снят в 95—м году и пришелся не ко двору. После прошлогодней победы Тарантино от американского авторского кино ждали чего-то подобного, так что «Мертвец» хоть и участвовал в программе Канн, но не был удостоен даже аплодисментов зала. Да и критики не нашли слов и предпочли обойти фильм вниманием. Даже NY Times, рассказывавшая до этого обо всех работах Джармуша, на этот раз нарушила традицию. Мало того, в премьерный год фильм даже не попал в прокат в Америке. Если уж даже большинство киноманов фильм не приняли, то прокатчикам сам бог велел не покупать фильм, который, во-первых, «ни о чем», а во-вторых, «паршивый» и представляет неприглядный образ американского Дикого Запада. В следующем, 1996-м году «Мертвеца» все-таки выпустили на экраны, и вручили награду Европейской киноакадемии за лучший фильм, ценность которой не повышает тот факт, что однажды ее вручали даже Джорджу Клуни. Думаю, увеличившееся количество положительных рецензий все-таки сказалось, и работа Джармуша должна была хоть где-то победить. Проще говоря, фильм совершенно провалился, что не помешало впоследствии российским и зарубежным критикам хвалить его на все лады за ту же «странность», перечислять в одном ряду с ним признанные шедевры кинематографа и называть «лучшим фильмом конца ХХ века».
Сюжет сложно описать без оговорок. Можно сказать точно, что герой – Вильям Блэйк, он бухгалтер и едет на поезде в Машин – город, куда его пригласили на фабрику. Сразу по приезду выясняется, что на место Блейка уже взяли другого. Уильям (в исполнении, кстати, Джонни Деппа) знакомится с девушкой и остается у нее. Ночь заканчивается тем, что девушка застрелена, её внезапно нагрянувший ухажер тоже, а раненый в грудь Блейк бежит из города. В лесу его находит и поднимает на ноги индеец-отшельник Никто. Вместе они и пускаются в путь. Имя Никто по-английски звучит лучше, когда Уильяма спрашивают, один ли он идет, ответ звучит как «I'm with Nobody». Индеец принимает героя Деппа за умершег поэта, Уильяма Блейка. Никто немного жил в Англии и полюбил поэзию. На протяжении всего пути в некое сакральное место индеец потчует Блека странными правилами, байками вопросами и, конечно, цитатами любимого поэта. А также вместе они расстреливают очень колоритные компании.
А дальше начинаются вопросы. Например, жив ли герой после первой же перестрелки в фильме, или нет? Не тот ли он Блейк, или связаны ли как-то бухгалтер из Кливленда и британский поэт? Параллели с поэзией Блейка вопросов только добавляют. Тот, к несчастью, был еще и философом и автором иллюстраций к собственным книгам, что расширяет поле для раздумий. Опять же, все это ритмичное черно-белое повествование, индейские обряды, постоянно выключающееся сознание главного героя, не может же все это быть просто так.
Я увидел только эстетически красивый и даже в чем-то героический путь героя к смерти как к очищению. Вроде просто, но в самом конце возникло непреодолимое желание, по совету одного моего товарища, досмотреть до конца титры, чтобы так выразить уважение его создателям Музыка: Blue Sky Black Death «Noir»
О группе BSBD я узнал лет шесть назад, когда стали достаточно популярны всяческие видоизменения хип-хопа. В частности, многие экспериментировали с соединением жесткого, простого бита, резкой манеры читать с высоким женским вокалом. Получалось очень лирично и сильно, особенно с непривычки. Даже группа «Каста», кажется, с этого начинала. Вот с такого трека и началось знакомство с группой, хотя в следующие годы я о ней вспоминал буквально пару раз. А альбом, который по-настоящему задел, появился только в этом году. Очень подходит по названию «Noir» к фильму, а по звучанию – тем более. Гитарные инструменталки старика Нила Янга можно было бы с успехом заменить на такие же бессловесные эксперименты хип-хоп и трип-хоп команды BSBD с серьезной электронной музыкой.
Особенно к концу альбома, ритм и какой-то стержень уходят, и всем дослушавшим до конца «Noir» в виде награды предоставляется милый и легкий easy-listening «Sky With Hand». Сказать честно, весь альбом ненамного сложнее, но кому-то может показаться однообразным. Особенно, когда станет меньше семплов, уйдет голос и практически растворится синтезатор. Останется практически minimal ambient, концентрат музыки. Но в нем слышно идею, которая никак не завуалирована. А может, это просто парни из «гетто» свою много раз воспетую целеустремленность и свое чувство ритма воплотили в треках почти бессознательно.
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернутьNaliMoore
damnrocknroll
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.