Театру, который меняет жизни людей, – 40 лет!


В этом году молодежный театр-студия «Диалог» открыл сороковой сезон. Мы решили побеседовать с его создателем и художественным руководителем, заслуженным деятелем искусств России и кандидатом искусствоведения – Виктором Дмитриевичем Зиминым.

Человек театра – это звание, которого не каждый достоин. Это философия и стиль жизни студийца, когда интересы искусства становятся превыше амбиций. Для театра очень важно: кто ты есть сейчас и что собой представляешь, но гораздо важнее – кем ты станешь и каким должен быть.
Виктор Зимин


Виктор Дмитриевич, на протяжении стольких лет вы радуете смоленского зрителя, дарите прекрасные спектакли, выращиваете поколения актеров. Давайте на минуту заглянем в прошлое и вспомним, как все начиналось?
– Это было почти 40 лет назад, когда я решил создать театр. В 1975 году я работал художником в драме, и как многие работники театра решил создать свою студию, набрал первую группу подростков. Спустя четыре года стало очевидно, что эта студия – необычное явление. Мне не захотелось расставаться с ребятами, и я почувствовал, что из этого можно смастерить интересное «дело».
Раньше я никогда не думал, что театральная студия станет единственным и главным делом моей жизни. Но когда я ушел из театра и занялся своим коллективом в студии, то по сути определил свою судьбу. В 80-х поступил в театральный институт им. Б. Щукина, чтобы получить вторую профессию – режиссера. Делал это сознательно, хотел связать свои режиссерские знания со своим уже существовавшим театром в Смоленске.
В 1982 году нас пригласили на площадку Дворца Профсоюзов. По моему проекту реконструировали зал под театр, и сегодня мы имеем один из лучших камерных залов города. 30 с лишним лет мы занимаемся и выступаем на этой сцене. Таким образом, зритель привык, что на улице Ленина есть театр «Диалог». Мы привлекательны, в нашу студию стараются попасть талантливые дети и взрослые. Так и живем.


То есть у вас есть труппа взрослых и подростков?
– Когда театр начинал свое существование, он был рассчитан на подростковый, юношеский коллектив, но спустя 10-15 лет для меня стало очевидно, что нужно делать что-то такое, чтобы театр был непрерывен.
Таким образом, с 90-х годов в «Диалоге» существует трехуровневая система: детская студия, молодежный и взрослый коллективы театра, которые практически выросли здесь. Есть спектакли исключительно детские, есть и те, в которых заняты все поколения. Это приносит отдельную радость, потому что таких случаях мы чувствуем себя единой семьей, школой, целостным организмом. Такие спектакли очень заразительны.
Как вы отбираете людей, которые хотят стать участниками студии?
– Конкурс у нас не жесткий. Человек, пришедший на пробы, должен показать, что он раскован, у него есть воображение и, главное, желание. Когда много желания и любви к театру, то человек преодолевает большинство своих недостатки, развивается и совершенствуется. Это показала жизнь.
В студенческую театральную мастерскую приходят в основном учащиеся СмолГУ. Сюда мы приглашаем всех желающих, поскольку она развивающе-образовательная. Если кто-то из студентов там себя зарекомендует, то он может попасть дальше уже в труппу молодежной студии и во взрослый состав.


Труппа на репетиции спектакля «Все мыши любят сыр»
Приходят люди, которые ни разу не сталкивались с театральным мастерством. Как вы их обучаете?
– Приходят люди иногда совершенно далекие от понятия «театр». У каждого свои представления о нем. Вот он дома поиграл, на табуреточке постоял или в школе что-то исполнил, и уже думает, что это и есть театр.
Театр, если ты связываешь с ним свою судьбу, очень мощно вторгается в жизнь. Он заставляет тебя понимать многие вещи иначе, меняет твое общественное сознание, поведение, манеры, вкусы, психические и физические реакции. С помощью театра можно хорошо развить человека. И когда он это поймет, когда вкусит в полной мере, то станет лучше, глубже, талантливее и интереснее как для себя, так и для других. После этого разве оторвешь потом человека от лицедейства, от сцены? Нет, конечно.
Для обучения и существует студийный процесс, студийные уроки актерского мастерства, где потихоньку из плохоговорящих, не внимательных и не продуктивно действующих постепенно делаем людей интересных для сцены и для спектаклей. Все, что ребята получают здесь, оставляют в себе и пользуются этим дальше. Достоинство театра заключается в том, что мы развиваем людей для жизни.


Фото из спектакля «Рыжая пьеса»
А что театр изменил в свое время в Вас?
– По сути, театр меня сформировал. Я очень рано в детстве почувствовал интерес к театру, подсознательное влечение.
Детство начиналось в селе, поэтому я старался получать впечатления от учителей, от литературы, от природы, от кино. Когда я оказался в Смоленске, а потом в Москве у меня появились настоящие учителя, и тогда я понял, что театр избрал не случайно. Я ему посвятил всю жизнь. Причем посвятил всю жизнь сознательно детскому любительскому театру, потому что глубоко убежден: в первую очередь необходимо развивать подрастающее поколение. Развивать всячески – интеллектуально, морально, творчески. Если мы научим детей правильным вещам, зарядим их на будущую жизнь, то получим очень хорошее поколение.
Есть ли среди ваших детских воспитанников уже выросшие профессиональные артисты?
— Да, сотни детей прошли через студию за сорок лет ее существования. Я не соблазняю детей театром, не говорю им, что они станут великими артистами, я скорее хочу дать им интересную жизнь. Бог иногда присылает людей, у которых огромные амбиции, и они хотят уйти в профессию, но не каждому это удается. И за эти годы было около двух десятков человек, которые все-таки ушли в профессию и закончили высшие учебные заведения. Но никто из них не вернулся в Смоленск. Ребята успешно работают в Москве, в Санкт-Петербурге и других городах. Саша Чернявский окончил Щепкинское и работает в театре Марка Розовского в Москве, Андрей Терентьев окончил питерскую театральную академию, успешно снялся в кино «Мы из будущего» и продолжает сниматься в сериалах, есть и другие воспитанники. В общем, на труппу небольшого театра мы потрудились.


Отмечать будете?
– В апреле месяце будет вечер, посвященный 40-летию театра. Но, я думаю, время ликования уже ушло. Нам было очень здорово праздновать 15, 20 лет, особенно 25. Сегодня я понимаю: чем больше возраст, тем скромнее его хочется отмечать.
В такой момент хочется максимально сблизиться друг с другом и со зрителями, сделать какой-нибудь новый спектакль. Юбилей – это более качественное отношение к работе и к публике. Дифирамбы оставим для других. Все, что могут сказать, нам скажут наши зрители своими аплодисментами, своими ножками.
Когда люди приходят к тебе на спектакли на протяжении сорока лет, это удивительное дело. Сорок лет ты ставишь спектакли, сорок лет к тебе ходит зритель. Это уже огромнейшая награда. Особенно дети. Состояние человека, его жизни, правдивости, его жизнеспособности проявляется на детях. Пока ты им интересен, ты живой. Если они идут к тебе, слушают, хотят стать твоими учениками, то ты еще интересен и молод.

Фото из спектакля «Женитьба»








Фото из спектакля «Пробка»








Фото из спектакля «Рыжая пьеса»








Какими спектаклями «Диалог» открывает 40-й сезон?

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Диалог — очень хороший театр!
avatar

Lord_Wolf

  • 22 октября 2014, 23:32

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир