Ты то, что ты смотришь
Бывает так, что интересные герои для интервью находят тебя сами. Так случилось со мной.
Как-то с друзьями мы решили посмотреть кино дома. При выборе фильма все отозвались на предложение моего знакомого Игоря посмотреть сногсшибательный и совсем новый норвежский фильм «О Хортен».
Уже в самом начале выяснилось, что Игорь будет смотреть его уже в третий раз. Но этот факт нисколько не сбавил его почти детского восторга. С замиранием сердца он смотрел, как по снежной пустыне минут пять просто едет поезд. Почти гипнотическим был его взгляд, когда человек на экране неспешно собирался в дорогу в полном безмолвии.
— Я синефил, пояснил он. Знаешь, в юности у меня был период, когда, сидя дома, я пересмотрел все фильмы из ближайшего видео проката. Сейчас за неделю могу просмотреть около десятка картин. Это как наваждение.
Уже после киносеанса он рассказал мне обо всех, каких бы я не спросила, режиссерах и их лучших фильмах, о том, как развита киноиндустрия в странах Европы и Азии и почти все о самом съемочном процессе.
Под впечатлением от силы увлечения моего друга простым, с моей обывательской точки зрения, кино, и широты его знаний я решила подробней изучить такое незнакомое явление как синефилия.
Эпидемическая вспышка случилась в Париже конца 1950-х и 1960-х годов. Это время расцвета такого направления как «Новая волна» (фр. Nouvelle Vague) в кинематографе. Отличие новой волны от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося стиля съёмки и предсказуемости повествования. Представителями новой волны стали, прежде всего, молодые режиссёры Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль. Они работали кинокритиками во влиятельном французском журнале «Кайе дю Синема» (фр. «Cahiers du cinéma»), который, впоследствии, стал настоящим форумом для синефилов. Посредством критики и интерпретаций им удалось заложить кинематографическую теорию под названием «Теория авторского кино». Согласно ей, режиссёр должен быть автором фильма, то есть принимать участие во всех этапах его производства для выработки собственного стиля.
Документальные свидетельства: «400 ударов» Франсуа Трюффо (1959), где показаны подростки, срывающие ночью афишу из коридора Синематеки и удирающие с ней в ночь; «Украденные поцелуи» Франсуа Трюффо (1968). «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи (2003)
Серж Даней напишет, что «синефилия – это открытие себя и мира посредством кино».
Синефилы – это киноведы, они действительно обладают межгалактической широтой своих вкусов и знаний. Киноманы любят определенные типы кино, а синефилы, наоборот, экуменичны.
«В кино мне кажется интересным то, что ничего не нужно придумывать. Кино мне интересно тем, что оно способно быть немного всем на свете. Это живопись, которая может быть услышана как музыка»
Жан-Люк Годар
Диалог о себе
Когда в твоей жизни началось кино?
Мама рассказывала, что я смотрел как завороженный все подряд. Меня было не оторвать.
До появления видеопрокатов некоторые люди снимали подвальчики и на старых телевизорах «Горизонт» показывали кино. Собиралось очень много народа. Был клуб в «Тихом дворике» — это напротив камерного театра комплекс желтых домов. Сначала показывали мультфильмы или эротику, а потом начинался основной показ. На некоторые фильмы меня не пускали. Поэтому первого Хищника я смотрел через окно видеопоказа. Потом стал надевать папину лисью шапку и поднимал воротник пальто, чтобы казаться старше, только усов не хватало наклеенных. Свои не росли еще.
В Гамаюне показывали кино на большом экране. Ты только представь, раньше только «Горизонты», а тут большой экран!
Я с огромным интересом посещал все эти киноклубы, тратил на них все свои карманные деньги. Так получилось, что первые несколько десятков фильмов посмотрел еще до появления видеопрокатов.
Уже после, пересмотрел все фильмы в видеопрокате рядом с домом, потом пришлось расширять географию по городу. А когда магнитофоны стали появляться и в семьях, я стал дружить с некоторыми ребятами из школы, только чтобы смотреть фильмы у них дома.
Откуда такая страсть?
Думаю, я заполнял пустоту, потребляя огромное количество разнообразных фильмом. Знаешь, ведь во времена СССР мы совершенно не знали, какое кино делают за рубежом.
Давно был в кинотеатре?
Давно. Меня повели на Терминатора последнего. Уснул через полчаса.
Просмотр кино — это ритуал?
Нет. Даже, несмотря на то, что у меня есть большая плазма, я часто смотрю с ноутбука.
Понемногу углубляясь в тему нашего общения, я столкнулась с давно существующей проблемой сложности разделения понятий синефилства (французский термин) и киномании. Может быть, ты попробуешь со своей позиции объяснить, кто есть кто.
Мне кажется, разгадка в том, что синефил любит саму идею кино, а киноман — это гурман, своего рода.
А в пределах нашего города тебе легко найти собеседника?
Нет. Много встречаю людей, которые называют себя знатоками кино, но в разговоре понимаю, что они увлечены этим очень поверхностно и знают только то, что считается популярным. Но это в принципе проблема маленьких городов. Я, в основном, на форумах общаюсь.
Насколько интересно тебе русское кино?
Ни насколько. Хотя, был один фильм, «Свои» называется. Вот это очень хорошая киноработа.
Тебе совершенно все равно, что смотреть?
Да, но под неинтересное кино я все время засыпаю.
И какое кино ты считаешь неинтересным?
Коммерческое, оно шаблонное и сильно предсказуемое.
«Всегда был конфликт между кинематографом-индустрией и кинематографом-искусством, кинематографом-рутиной и кинематографом-экспериментом.»
Сьюзен Зонтаг
Какие кинонаграды для тебя являются авторитетными?
Берлинский кинофестиваль. Еще Венецианский неплохой. Но я в авторитете общеизвестных мало заинтересован. Они вручают награды, часто примешивая политику. Существует довольно много закрытых для массового зрителя фестивалей арт-хаусного кино.
А как же Оскар?
Оскар — это некомпетентная награда. Оскары распределяются исходя из интересов влиятельных в Голливуде режиссерских семей. Скарсезе, Шон Пэн, Спилберг, например.
А Канны, ну, это народ позабавить сосредоточием селебрити на престижном курорте.
Нравится кино в 3d?
Да. Вот, например, я был в Барселоне и, гуляя по городу, наткнулся на маленький 3D кинотеатр. Ну, знаешь, с овальным экраном, двигающимися креслами и прочей атрибутикой. Вот такое 3D мне безусловно нравится.
Ты — человек, который знает о кино колоссально много, какой фильм бы ты снял?
У меня есть увлечение, я дописываю сценарии к понравившимся фильмам, меняю конец или продолжаю историю дальше. А так, знаешь. Можно просто поставить камеру на улице и снимать целый день или неделю, думаю, если отобрать понравившиеся моменты, получится очень неплохое кино.
Ты то, что ты смотришь
Жан Кокто (французский писатель, художник и режиссёр, предвосхитивший появление сюрреализма) сказал однажды, что кино-это коллективный сон.
А ведь он совершенно прав. Иначе говоря, кино не что иное, как библиотека архетипов человечества за последние сто с лишним лет. Часто кино становится образцом жизненного уклада, дает представление о красоте, создает идеалы этой красоты.
Жан-Люк Годар скажет практически идентичные слова о себе и своих коллегах, признавшись, что именно в кино они узнавали об окружающем мире и об отношениях с девушками, учились одеваться, носить шляпы.
- +8
- 30 октября 2012, 08:49
- Julia
-
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.