Когда история одного человека становится всеобщей



На Малой сцене Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова прошел конкурсный показ спектакля In the shadows of hatred there grow flowers («И в тени ненависти растут цветы») от шведского театра Albatross. Показ проходил на шведском языке с синхронным переводом на русский.

Впервые эта пьеса была сыграна еще в 1998 году, с тех пор было дано более 300 показов по всему миру. Много раз спектакль проходил в школах при сотрудничестве Гетеборгского Комитета Холокоста и Еврейской Общины Гетеборга. В спектакле принимает участие скрипач Per Buhre, который известен своими собственными оперными постановками.



«И в тени ненависти растут цветы» — это история от первого лица о еврейском молодом человеке, пытающемся спастись от нацистов в Польше во время Второй Мировой войны.

Юноша долго скрывается в подполье вместе с родителями, потом переезжает в гетто и вскоре убегает из него, влюбляется в польскую девушку и около месяца прячется в подполье у священника. В свои 16 лет он пережил уже много горя и знает, что такое предательство, что такое доносы и смерть.





Однажды безлунной ночью, когда он выбегает из душного подполья, радуется простору и свободе. Но внезапно на его глазах немецкий солдат расстреливает ни в чем неповинную девушку. Юноша принимает решение о побеге в Швецию — страну, где нет войны.

Чудом пройдя незамеченным, благодаря помощи немецкой женщины, юноша берет лодку и в течение нескольких дней плывет через море в мирную сторону… Таким образом, история одного человека становится всеобщей историей.

— Сюжет пришел ко мне сам собой, — рассказал после спектакля режиссер, сценарист и актер Robert Jakobsson. — Началась она очень интересно: я увидел деревянные кубики с буквами, которыми играли дети — вначале я подумал, что в этом нет ничего интересного, но решил посмотреть, что написано на кубиках. Там были сложена слова: «Между стеной и слоем краски».

Я подумал вначале, что это ничего не значит, но решил спросить себя: о чем могла быть эта надпись? Тогда я представил себя польским ребенком в саду около дома, в котором живут достаточно бедные люди: мои мама, папа и сестра. У папы дешевая голубая краска, он красит дом. И он очень злой, потому что пришли немцы и вся семья чувствует себя в опасности.

Напротив дома живут соседи, которые не воспринимают отца всерьез, и не чувствуют страха перед немцами. Тогда я представил, что я сижу, смотрю на отца и думаю, что лучше бы нам было спрятаться между стеной и слоем этой краски… Тогда я понлял: Боже мой, вот что было написано на этих кубиках! Я продолжил мысленно эту историю, и так появился этот спектакль.

Почему именно он этот спектакля был выбран для фестиваля?
— Он был единственный, с которым мы смогли приехать к вам. Есть, конечно, еще один, для взрослых — о море и большом улове, но в прошлом году мы привозили спектакль о девочке и черепахе, поэтому не хотели бы приезжать с подобной тематикой.




Удивительный синтез актерской игры и исторической темы, опирающийся на тонкую музыкальную канву и правдоподобный сюжет из жизни еврейского сообщества в военные годы, поражает. На данный момент спектакль сыгран уже более 300 раз.

Особую атмосферу в спектакле создает живая музыка, которую играет актер и музыкант Per Buhre. Мы решили узнать у него, какие инструменты используются в постановке:

— В первую очередь, я играю на скрипке — она очень старая, с жильными струнами, — Пер продемонстрировал нам свой инструмент вблизи. — Еще использую гармонику, индийский гармониум и африканскую калимбу.

Для чего, не считая скрипки, были выбраны такие необычные инструменты?
— Для спектакля мы подбирали инструменты, которые передали бы наиболее точно воспоминания героев о прошлом и подошли бы под чувства человека. Это традиционные еврейские мотивы и другие композиции, написанные в еврейском стиле.




В завершении спектакля театр «Альбатрос» был отмечен дипломом участника юбилейного фестиваля «Смоленский ковчег», зрители щедро наградили актеров аплодисментами. Больше фото >>




О театре

Teater Albatross — авангардный театр, история которого начинается с середины 1980 годов. Пожалуй, самый мобильный театр в Швеции: большая часть его постановок проходит за пределами страны.

В своем творчестве Teater Albatross большое внимание уделяет теме холокоста и нацизма. Много гастролировал в Польше. Часть постановок театра имеет экологическую направленность (например, против лова рыбы сверх необходимости). В связи с этим состоялось много гастролей в Камеруне и Конго.

Здание театра расположено в сельской местности к югу от Готенбурга, там иногда проводятся довольно крупные фестивали. В планах театра постановка пьесы о революции 1917 года в России.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир