16 сентября зрители увидели «Горе от ума». Символично, что с 2005 года имя автора этой комедии — великого писателя, поэта и драматурга — А. С. Грибоедова стало неотъемлемой частью названия Смоленского государственного драматического театра.
Возвращаясь в новом сезоне к этому хрестоматийному произведению, режиссер и постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский вместе с труппой театра попробовал ответить на вечные вопросы: каково месте человека в социуме, может ли отдельная личность быть услышана обществом? Что такое правда? И какова ее цена?
С программой 237 театрального сезона смолян познакомили ведущие вечера. Затем с поздравлениями и словами благодарности к работникам сцены выступила заместитель Губернатора Смоленской области О.В.Окунева. После официального открытия и минутной готовности публика настроилась на просмотр спектакля.
Для лучшего понимания сюжета важно знать историю появления сюжета. По некоторым сведениям, в 1816 году Грибоедов выступал с обличительной речью на одном из светских раутов. Ему не понравилось раболепное преклонение русских перед всем иностранным. Тогда Александра Сергеевича в шутку обозвали сумасшедшим. После этого происшествия в голове у литератора возник план будущей комедии, в которой он чутко и верно определил проблему времени — полное отсутствие взглядов и убеждений, абсолютную зацикленность на себе, неспособность к мысли и чувству.
Этот факт помогает понять, почему в кульминационные моменты спектакля на сцене появляется герой, символизирующий самого автора, который смотрит за развитием действия и оценивает поступки героев, но не вмешивается и не комментирует происходящее.
В этой истории вопреки всем классическим канонам присутствуют два конфликта — любовный и общественно-политический. Конечно, здесь есть традиционный «любовный треугольник»: героиня, два претендента на ее благосклонность, «благородный отец», служанка и так далее. Но благодаря второму конфликту из карикатурных комедийных персонажей герои превратились в сложные портретные образы.
Все нравственные и политические вопросы пропускаются через призму личных отношений героев: вред чинопочитания и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы образования и просвещения, честного служения отечеству и долгу.
Музыкальное оформление и молниеносный темп смены событий держат зрителей в постоянном напряжении. Завязка любовного конфликта происходит во время первой встречи Чацкого с Софией, социальный конфликт — во время первой беседы Фамусова и Александра Андреевича.
Этапами развития любовной линии являются диалоги между Софией и Чацким, во время которых тот пытается выяснить причину равнодушия девушки. Социально-идеологическая линия состоит из множества частных конфликтов, словесных «дуэлей» между представителями фамусовского общества и главным героем.
Кульминация пьесы — бал, где случайная реплика Софии: «Он не в своем уме» буквально понимается светским сплетником. Желая отомстить Чацкому за насмешки над Молчалиным, девушка подтверждает, что убеждена в его безумии. После этого самостоятельные сюжетные линии пьесы встречаются в одной кульминационной точке — пространной сцене на балу, когда Чацкого признают сумасшедшим.
Развязка любовного конфликта происходит во время ночной сцены в доме Фамусова, когда встречаются Молчалин и Лиза, а затем Чацкий и София. А общественно-идеологическая линия заканчивается знаменитым монологом Чацкого, чей визит завершился бессмысленными попытками добиться хоть какого-то ума, хоть какой-то самостоятельности от людей, не привыкших мыслить и жить самостоятельно.
Почему этот спектакль стоит увидеть?
Комедия «Горе от ума», сделавшая своего создателя классиком русской литературы, как известно, почти вся разошлась на афоризмы, неоднократно она была воплощена на театральных подмостках.
В спектакле на смоленской сцене интересны музыкальное оформление, сценография, костюмы, и, несомненно, прекрасные актерские работы. В комедии задействованы: заслуженные артисты РФ Ирина Голованова, Галина Круть, Инна Флегантова, Игорь Голубев и Николай Коншин; артисты: Юрий Гапеев, Мария Вилюнова, Константин Юхневич, Александр Кащаев, Ольга Федорова, Екатерина Максимова, Евгений Ракицкий, Егор Деюн, Ирина Лисенкова, Вера Дуплий, Юлия Пушкина, Екатерина Шаова, Анатолий Бибекин, Инна Угрюмова.
Всю актуальную информацию о спектаклях Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова и афишу вы найдете на сайте
www.dram-teatrsm.ru.
Касса театра работает по будням с 11:00 до 19:00. Выходной – понедельник, в субботу – с 11:00 до 18:00; в воскресенье — с 11:00 по 17:00. Перерыв – с 14:00 до 15:00.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.