Текст, фото:
Андрей ПРИВАЛОВ
До начала еще 40 минут, а холл Драматического театра им. А.С. Грибоедова уже наполовину полон. Много людей в возрасте, молодежи, преимущественно пары. На входе — плакат с заманчивой надписью о розыгрыше призов в честь Международного дня театра. Интересно. Не так часто встречаются театральные лотереи.
Но вот двери открывают. Зрители в предвкушении спектакля делятся эмоциями, по пути заглядывая в гардероб и покупая брошюрки. Пока есть минутка хорошо бы проверить фотоаппарат и прочитать информацию о спектакле.
Первый звонок. Вместе с остальными зрителями прохожу в зал. Заняв свое место, жду начала. Занавес закрыт, но прямо перед ним стоит невысокая «бочка», явно часть реквизита. С каждой минутой все меньше свободных мест. На балконе такая же ситуация. Ровно к 19:00, спустя еще два звонка, свободных мест — единицы.
И вот пора. На сцену выходят ведущие, сообщают о том, какие постановки были сыграны на сцене нашего драмтеатра и какие еще предстоит увидеть, а также напоминают о розыгрыше, который состоится сегодня. В праздничный вечер нас ждет комедия английского драматурга Рэя Куни «Клинический случай» в режиссуре заслуженного артиста РФ Олега Кузьмищева. Свет в зале гаснет, занавес открывается.
В синем свете перед нами предстают декорации, по которым легко угадать место действия – больницу. Небольшой музыкальный этюд, в течение которого мы видим всех героев истории: они быстро перебегают из одной двери в другую, и только один персонаж остается стоять на той самой «бочке».
Дэвид Мортимер (заслуженный артист РФ Игорь Голубев) усердно репетирует свою речь перед конференцией нейрохирургов. Конечно, успешное выступление поспособствует повышению, получению рыцарского звания… Но Мортимер, наверное, единственный в больнице, кого сейчас волнует карьера. Весь остальной персонал в предвкушении Рождественских праздников. Майкл Коннолли (Егор Деюн) в предвкушении театральной рождественской постановки, примеряет свой костюм Артемона и просто не прекращает улыбаться. Даже раздраженному этой суматохой Мортимеру Коннолли предлагает булочку с изюмом, лишь бы поднять настроение своему коллеге.
А вот и жена Мортимера – Розмари (актриса Вера Дуплий). Пришла поддержать своего мужа и увидеть его триумф, его повышение, обещанное сэром Уилби Нельсоном (заслуженный артист РФ Олег Кузьмищев). Кстати, сэра Уилби мы никогда не видим, а только слышим его голос по громкой связи в больнице.
Вот в ординаторской (как выяснилось, перед нами именно она) появляется хороший друг Мортимера – доктор Хьюберт Бонни (актер Евгений Ракицкий). Конечно, он стремится поддержать Дэвида. Но и рождественская искорка в нем не гаснет. Не заставляет ждать себя появление и Кастелянши (заслуженная артистка РФ Инна Флагентова), которая везет на каталке заготовленные подарки. Дух Рождества в этой больнице просто пылает!
Все сопровождается отличными, легкими шутками. Довольно много медицинского юмора, но он понятен всем, кто хотя бы пару раз бывал в больнице. И это помогает проникнуться представленным нам окружением.
Все отправились по своим делам, и Мортимер получил долгожданную тишину для отработки своей речи. Но эту тишину практически тут же нарушает женщина, неожиданно появившаяся в ординаторской. И Дэвид узнает ее – это Джейн (актриса Юлия Пушкина), бывшая медсестра. И явно у нее с Мортимером был роман, около 18-и лет назад… И Джейн сообщает о его последствиях – у Дэвида есть внебрачный ребенок! И именно сегодня это дитя (имя ему Лесли) захотело познакомиться со своим папой. Жаль только он ничего не знает о нем кроме того, что тот работает в этой больнице.
И стоило же в этот момент появиться доктору Бонни… Здесь все и начинается развиваться с такой скоростью… Мортимер конечно же врет о причинах прихода Джейн, причем врет довольно нагло, придумывая абсурдные версии о гибели ее мужа и отсутствии детей. Даже случайно вырвавшееся имя Лесли он превращает в фамилию Джейн, которой не дает сказать и слова. И тут же перед нами и миссис Мортимер, которой надо рассказать ту же историю. Только вот некоторые вещи не сходятся, потому что не было же в больнице никакого мистера Лесли. Да и на нервах Мортимер явно забывает то, что соврал раньше.
И этот абсурд, эта путаница и возникающие из нее совершенно нелогичные ситуации заставляют зрителей в зале посмеиваться. И это хороший знак.
Наконец-то Мортимеру удается все уладить, разогнать всех на рабочие места, а Джейн выпроводить из ординаторской. Но новая напасть не заставляет себя долго ждать. Вот и он! Лесли собственной персоной! (актер Александр Кащаев). И он явно не в трезвом состоянии. Конечно, юноша в поисках своего отца-доктора. И Мортимер опять врет. Не доктор он, а пациент… Даже уже священником себя называет, лишь бы не брать ответственность. Появляются другие участники собтий, припоминая историю о Джейн и о ее якобы погибшем муже. Лесли воспринимает это, как смерть своего отца, бьется в истерике… Столько абсурда! Столько проблем и в то же время смеха в зале из-за вранья Мортимера, из-за этих нелепых ситуаций.
Лесли удается унести в ванну, а Кастелянша уже готовит снотворное для него. Вновь Мортимер один в ординаторской. А нет… уже не один. Появляется Сержант (актер Юрий Гапеев), который пытался задержать Лесли за вождение в нетрезвом виде. И что делает Мортимер? Конечно! Вновь врет! Если уже столько комического из-за этой лжи, что ждет нас дальше?..
А дальше хуже… Сержант покидает ординаторскую, а вот Лесли оказывается по ту сторону окна с риском для своей жизни. И пока Кастелянша и Коннолли пытаются образумить юнца, Мортимер рассказывает Хьюберту всю правду. Причем все обыграно так, словно Дэвид гипнотизирует своего друга. Почему? Да потому что он заставляет Хьюберта Бонни признать Лесли своим ребенком! Готов на все, лишь бы не потерять свою будущую должность! Кстати, во время всего этого действия несколько раз напоминают Мортимеру по громкой связи, что его ждут на конференции.
За окном разворачивается неприятная ситуация. Кастелянша полезла за Лесли, а тот отобрал у нее шприц со снотворным и сделал ей укол. Хорошо, что Мортимер и Хьюберт вовремя заметили это, и второй успел спуститься вниз и поймать падающую Кастеляншу.
Лесли возвращают в ординаторскую, и Мортимер один на один сообщает ему, что его отец – доктор Бонни. И когда на сцене появляются Хьюберт и Джейн, Лесли гордо сообщает своей маме, что вот он – его отец!
Антракт. Зрители улыбаются, все явно довольны. И, конечно, хочется уже узнать, чем закончиться эта запутанная история. Уже понятно, что вся комедия будет выдерживать единство места и времени. Да и действия тоже, скорей всего.
Три звонка, и мы возвращаемся в английскую больницу в именно тот момент, на котором и остановились. Миссис Мортимер врывается в ординаторскую, чтобы непременно заставить своего мужа идти на конференцию. Тот рассказывает ей про Хьюберта, Лесли и Джейн. Семья соединилась, все счастливы… опять же ложь.
«Счастливая семья» уходит, как и миссис Мортимер, но через несколько мгновений возвращается Хьюберт и сообщает Мортимеру, что Сержант хочет поговорить с Кастеляншей, чтобы узнать все подробности того, что произошло несколько минут назад за окном. Конечно, она обвинит Лесли, а паренька надо выручать. И как же? Нужна другая Кастелянша. Где взять? А пусть ее сыграет Конноли, который так рвется в театральную постановку.
Пока Конноли переодевается, Хьюберт, разговаривая с сержантом, узнает, что Конноли – его племянник. План срывается. Суматоха, судорожная попытка что-то исправить… В результате, Мортимер и Хьюберт, не договариваясь, оба примеряют костюмы Кастелянши и вдвоем предстают перед Сержантом. Они сами в шоке. Каждый хотел, как лучше, но в итоге сами же подвели друг друга. И опять ложь, оправдания. Это все выглядит так нелепо и смешно.
Сержант уходит, появляется настоящая Кастелянша, еще не отошедшая от снотворного, Хьюберт путает ее с Мортимером, который тоже же одет, как и она…
Чувствуете этот сумасшедший темп? Абсурдность порождает шутки, а шутки порождают смех в зале. Тот редкий случай, когда прямо во время действия зрители аплодируют.
Пора ставить точку в этом вранье. На сцене все. Сержант уже не может это терпеть и разоблачает вранье Мортимера и всех тех, кто помогал ему врать. Мортимер решается, наконец-то, признаться. Но стоит ему только назвать Лесли своим сыном, как Хьюберт сразу же говорит, что это не так. Он берет ответственность за Лесли на себя и делает Джейн предложение. Почему он так поступил? Настоящий друг, который не хочет дать погибнуть карьере своего друга?..
Все покидают ординаторскую.
Зал взрывается овациями. Зал встает со своих мест и аплодирует. Артисты выходят на поклон. А к ним уже идут между рядами благодарные зрители с цветами. Премьера отыграна замечательно!
Занавес закрывается, и вновь перед нами ведущие. Время обещанного розыгрыша. Случайно выбирается ряд и место. Зритель на нем получает либо билеты на предстоящий спектакль, либо месячный пропуск в театр. И, нужно заметить, что таких вот подарков довольно много. Люди посмеялись над хорошей комедией и еще стали счастливчиками в розыгрыше. Ну как тут не испытать счастье?
Но пора покидать театр. Гардероб, выход, вечерний город.
Увиденная история смогла рассмешить. Комедия она и есть комедия. Быстрый ритм, абсурдные ситуации, яркие эмоциональные персонажи остаются в вашей памяти. И вспоминая об этом, невольно улыбаешься.
Но все же, как бы ни было смешно, нам показали, к чему может привести ложь и безответственность. Вот такой вот клинический случай.
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.