Автор: Андрей Привалов
Фото из архива театра-студии «Театральный квадрат»
Интервью с Ириной Качаловой, режиссером театра-студии «Театральный квадрат». Об учениках, театре и юбилейном сезоне.
Расскажите немного о себе. Какой путь Вы прошли до «Театрального квадрата»?
— У меня в пять лет возник такой вопрос, уж не знаю, с чего: «Кем быть?». Вот это я почему-то очень хорошо помню. И я маленькой ходила, присматривалась к разным профессиям. Вот мне очень нравилась, например, профессия кондуктор трамвая. Даже не помню, почему (
смеется). Но однажды, придя домой, увидела в старом черно-беленьком телевизоре удивительный, очень трогательный фильм, который поставил Анатолий Эфрос по пьесе Алексея Арбузова «Таня». Фильм показывал очень взрослые проблемы, но меня, маленького ребенка, почему-то так тронул, что я решила… Я даже не формулировала, наверное, еще не умела и не знала, что это такое. Но мне тогда еще захотелось заниматься тем, что вот так же могло тронуть. Я не знала, что существует режиссура, потому что мои родители далеки были от этого.
В седьмом классе я пришла в театральный коллектив Дома Пионеров. И когда я заканчивала школу, я хотела поехать в Москву. Родители меня не пустили. Но я для себя решила все на 100%, решила, что заниматься другим в жизни не буду. И пошла в Культпросвет училище (ныне Смоленский государственный институт искусств). Закончила его, потом поехала и поступила с первого раза в Институт культуры (сейчас это называется Академией искусств). Мне повезло. Я попала к очень хорошим преподавателям: Галина Алексеевна Калашникова – художественный руководитель нашего курса, Петр Глебович Попов, который и до сих пор продолжает преподавать, был проректором долгие годы в Щукинском училище, Вадим Борисович Райбер – главный режиссер театра «На пятом этаже». Так что педагоги мне достались уникальные.
Пять лет отучилась и вернулась в Смоленск, в тот коллектив, с которого и начинала, уже в качестве преподавателя, педагога и режиссера. Отработала там лет 13 и решила создать свой театр, который хочется мне. С этого момента во многом началась моя новая жизнь.
Вы помните, как первый раз оказались в настоящем театре? Сколько Вам было лет и какие эмоции Вы испытали тогда?
Я помню, когда еще наш смоленский театр был не отреставрирован. Сейчас он очень похож на Дом советов. А раньше он был уютный, поменьше, не было огромной авансцены. Если честно, я помню ощущение от театра, что это какое-то таинство. Но не помню, что смотрела. Значит, я была совсем маленькой.
Ирина Петровна, Вы традиционно работаете с молодежью...
Да, приходили школьниками, а время шло, театру уже 15 лет… И я уже 8 раз «театральная бабушка». Мои первые ребята уже взрослые люди. Несколько Кандидатов наук… Конечно, они сейчас гости театра. Совмещать работу и взрослую жизнь с театром очень сложно.
С выпускниками и нынешним составом
В юбилейные сезоны выпускники возвращаются как гости?
Конечно. Я вам скажу больше: они приезжают даже из других городов. Когда мы отмечали десятилетие, приезжали выпускники и из Москвы, и из Питера. Кто не смог приехать, прислал видеописьма. Мне очень везет на учеников. В этом смысле я очень счастливый человек, потому что не все из них выбирают театр своим призванием. Вы знаете, что поступить в театральное очень сложно.
И я знаю, что многих учеников Вы отговариваете.
Я всех отговариваю. Когда они говорят: «Мы хотим…», я отговариваю всех. Потому что, понимаете, эта профессия – образ жизни. У нас очень неправильное представление о ней. Все подчинено только одному. А материальных благ у актера театра почти никогда нет. И возможность реализоваться тоже никто не обеспечит, стопроцентно.
Если почитать мемуары Оливье – актер номер один в мире, то вы узнает, что когда ему надо было ставить мощный спектакль, он ходил с протянутой рукой. Но дело даже не в этом. Это очень сложно. Если в обычных вузах учатся максимум до 16 часов, то в самом обычном театральном этот процесс длится с утра до вечера.
У меня много учеников, кто учится и кто учился, включая мою дочь Наташу. Она училась на курсе Константина Райкина. Ее курс называли «самурайкинцы». Ни о каких праздниках и каникулах даже речи не было. Я не ездила к Наташе. Потому что я побывала у нее раз, и у меня было единственное время встречи. Она уходила в полдевятого утра, в полдвенадцатого она выходила с учебы, и я ее доводила до общежития полчаса. И это все.
Ирина Петровна с дочкой на десятилетии театра
Очень сложная профессия эмоционально. Очень сложная профессия даже физически. Нет курса, на котором бы не падали в обморок от усталости. Иначе невозможно. А представление – только успех, только известность, только слава, только главные роли. Я рассказываю все подводные камни. Я не говорю просто «нет», а я говорю, что это на самом деле оборотная сторона медали. Если человек готов это принять, готов положить свою жизнь на алтарь театра – это другое. Всю жизнь играть в спектакле и сказать одно слово. Ведь и так бывает. На главные роли во всей стране выходят несколько сотен актеров. А тысячи остальных говорят: «Кушать подано». И, может быть, они не менее талантливы.
Какие трудности возникают при работе с молодым поколением?
Они, с одной стороны, очень заняты (большое количество лекций, уроков), но колоссально ничего не знают. Первое время меня это повергало в какой-то шок. Я не могла понять, как они не могут знать простых элементарных вещей. Пока мне моя мудрая дочь не сказала: «Мама, ну начни с «Курочки Рябы». Это здорово, что нет мусора в голове. А там придет и Золотой век литературы, и Серебряный век поэзии». Если они чего-то не знают, то это не значит, что они глупые. Это просто заменено чем-то «другим». Другое дело, что в этом «другом» очень много ненастоящего.
И, вы знаете, я начала с «Курочки Рябы». Вот, видите? У меня тут галереи (
указывает на папки в шкафу), почти на каждое занятие я беру оттуда журнальчик. И потихонечку начинаем худо-бедно образовываться. Все в твоих руках.
Были ли те, кто приходил, занимался и потом бросал?
Естественно. Как я всегда говорю: «Театр – дело штучное». Я никогда не устраиваю конкурса, как в театральных вузах. Но законы театра у нас одни. Люди приходят и быстро понимают, надо им тут быть или нет. Я часто говорю: «Театр – это пахота». Все думают, что это фейерверк и аплодисменты. И сначала там очень интересно, очень классно. Вначале у всех глаз горит. А потом начинаются будни, когда надо себя отдавать, активно заниматься, чтобы тебя хотя бы услышали.
Но вы знаете, я стараюсь такую атмосферу в театре создавать, что совершенно не важно, какую роль человек играет. Тем более мы маленький скромный театр, мы не можем себе позволить какие-то масштабные работы. Но зритель приходит, и мы должны удивлять. И сегодня ты можешь и играть незаметную роль, а завтра, может быть, уже и главную.
Десятилетие «Театральный квадрат» отмечал постановкой «Нюра Чапай». Пятнадцатый сезон открылся «Кентервильским приведением». Почему такой выбор?
Не совсем так. Десятилетие мы открыли современным спектаклем «Нюра Чапай», а именно к юбилею мы поставили «Ревизора» Гоголя. У нас был колоссальный праздник для самого театра. Как раз это была та студия, которая выросла в театре.
«Нюра Чапай». Ирина Качалова в главной роли
«Кентервиль» — уже существовал, и это была не премьера. У нас пришли новые ребята, очередной набор, и, естественно, я не делаю большую студийную группу, чтобы их обучать 3 года, как в театральном вузе. Я хочу, чтобы они хотя бы в массовых сценах попробовали, что такое спектакль, почувствовали атмосферу. С одной стороны, это хорошая литература, а с другой – театр представлений — то, что мы называем в театральной школе «первый курс». Поэтому мы и начали с этого спектакля.
А вот потом мне захотелось окунуть их в очень сложную серьезную тему, ведь предназначение театра — не только развлекать, но и будоражить, тормошить, выворачивать душу наизнанку. И это глубочайшее произведение Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Этот спектакль родился из того, что к 9 мая мы заговорили о войне. И я поняла, что для ребят это так далеко, как для меня война 1812 года.
Я решила поговорить с ними, но не напрямую, а вот так опосредованно, через Брехта, через Тридцатилетнюю войну XVII века. Война – всегда война. Выигрыша на войне нет, потому что слишком большая плата. Если ты войной живешь – ты платишь. И в данном случае мамаша расплатилась своими тремя детьми.
В спектакле «Мамаша Кураж», который состоится 20 ноября, много новых лиц на сцене. Чего нам ждать от «новеньких»?
Этого никто не знает, пока они не выйдут на сцену. Потому что в этом и есть таинство спектакля и театра. Можно сколько угодно репетировать. Но на премьеру приходит зритель, и никто заранее не знает, будет это провал или успех.
Я, конечно, очень хочу, чтобы у них все получилось, чтобы они прониклись(
улыбается). Но им в этом смысле не так сложно, потому что уже старшие, особенно Карина Афонченкова (главная роль), дают такой градус проникновения в образ, что они уже чувствуют, что это все по-настоящему. Невозможно как-то иначе сделать, если она до такой степени выкладывается.
«Мамаша Кураж»
По каким критериям Вы выбираете спектакли, которые будете ставить на сцене?
Надо исходить из людей, которые есть в коллективе. Невозможно поставить «Гамлета» без Гамлета. Это всегда должно быть то, что нас взволновало и тронуло. И та же «Мамаша…». Вот мы заговорили о войне, и меня это стало мучить: что бы такого сделать? Нет большего горя, когда мать теряет детей! И когда мы погрузились в это по-настоящему, я поняла, что ребята уже в какой-то безнадеге. Чтобы все это прожить, требуются колоссальные внутренние силы. И потом, чтобы помочь им отойти немножечко от этой темы, мы поставили «Чиполино» (
смеется). Они просто упивались такой детской откровенной радостью.
Ждать ли зрителям в юбилейном 15 сезоне масштабной постановки?
Мы сейчас начали работать над новым спектаклем. Опять все та же историю. У нас ни один спектакль не бывает просто так. Это всегда то, что нам сейчас захотелось понять, открыть что-то. Сейчас год революции. Эта постановка не о революции, а опять же о времени и о судьбе двух сердец в этот момент, как людей это разводило, сталкивало, и что это была за такая бело-красная мясорубка.
Мы нашли удивительный материал. Я просто хотела узнать, как ребята его воспримут. И когда я прочитала им эту повесть и увидела на глазах слезы, мы стали обсуждать, хотим ли мы это, однозначно все сказали, что они очень это хотят. Пока работа в самом начале. Думаю, что уже где-то зимой мы сможем выйти на премьеру. Для зрителей пусть будет сюрпризом.
Хорошо. Спасибо большое за это интервью. Желаю развития Вашей студии. И, может быть, она превратится в знаменитый театр…
Знаете, это не стоит моей задачей. Я всегда ребятам говорю: «Мы не делаем вид, что мы какой-то большой театр. Мы просто познаем жизнь средствами театра». Да, мы стараемся существовать по законами театра, иначе нельзя выходить на сцену.
Но спасибо за пожелания. Какой режиссер не мечтает поставить «Гамлета»? (
улыбается) Но на самом деле я не мечтаю о большом театре. Мне очень важно, что те люди, которые приходят ко мне в театр, они берут театр внутрь.
Спасибо вам!
Ирина Петровна со своими учениками на традиционной летней поездке по Фленово
Мы приглашаем всех наших читателей на спектакль «Мамаша Кураж» в постановке «Театрального квадрата». 20 ноября в 19:00. ДК Профсоюзов.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.