«Смоленский ковчег» предложил сменить взгляд на классику



После прошедшей два года назад на «Смоленском ковчеге» веселой истории о печальных зомби
от Орского государственного драматического театра ожидали не менее запоминающуюся постановку. Режиссер, заслуженный артист России Адгур Кове, сумел удивить и в этот раз, представив авторскую инсценировку знаменитого романа Л.Н.Толстого.

«Алексей Каренин» — пьеса молодого уральского драматурга Василия Сигарева. Взгляд на события от лица обманутого мужа. Попытка сменить ракурс, рассказать историю любви, разрыва и прощения.



Автор пьесы, а вслед за ним и режиссер спектакля, раскрывают великий сюжет с новой стороны. На этот раз главная роль вовсе не у Анны, а у Алексея, ее мужа, предстающего перед зрителями в качестве величины страдающей, но ищущей выхода из создавшихся в его жизни ужасающих обстоятельств измены жены и осуждения ее обществом.

В начале истории Каренин встречает Анну, вернувшуюся из Москвы и взволнованную своим знакомством с Вронским. На фоне событий — большая декорация дома с полупрозрачными стенами, за которыми, словно призраки, проступают образы танцующей Анны и Вронского. Затем следует знаменитая сцена на вокзале. Страшная история с попавшим под поезд сторожем как тревожный знак надвигающейся беды. Алексей резко прерывает жену, не желая даже слышать об этом.



В дом к Алексею приходит «набожная» Лидия Ивановна. Она пытается предупредить Каренина о возможной измене жены, но тот по-прежнему отстраняется от происходящего. Во сне ему грезится измена, воплощенная в страстном танце Анны и Вронского.

Двойственная натура Анны, разрывающейся между пожилым мужем и молодым любовником, отражена участием в спектакле двух актрис, которые сменяют друг друга на протяжении всей истории.




В семье назревает конфликт. Алексей пытается узнать у восьмилетнего сына, где пропадала его мама, тем самым пугает ребенка и ссорится с женой. Надеясь примириться, он идет на скачки, где присутствует весь высший свет. Среди фаворитов — Вронский. Во время забега он внезапно падает с лошади. Не зная, насколько серьезно падение, Анна ужасается и тем самым выдает себя.

Теперь, понимая, что раскрыта, рна напрямую объявляет о своей неверности, ребенке от Вронского и отвращении к мужу. Погружаясь все глубже в пучину страстей, Анна не в силах разобраться в проблеме сама, а отстраняющийся все дальше муж только усугубляет ситуацию. Каренин не может принять решение. Консультируясь, он узнает, что развод принесет лишь много сплетен и домыслов об измене. В итоге он оставляет все как есть.

Приняв это решение, Алексей Александрович обретает достаточно спокойствия, чтобы с присущим ему упорным честолюбием отдаться размышлениям о делах службы. Решение мужа вызывает у Анны лишь взрыв ненависти к нему.

Каренину сообщают о родах жены, он недолго колеблется и срывается на дачу к супруге. Анна едва не умирает и просит прощения. Каренин испытывает сострадание к жене, духовное перерождение и принятие чужого ребенка. И все-таки продолжение конфликта неизбежно.



Анна сбергает с Вронским, и мир Каренина рушится: теперь его поддерживают только успех на службе и общественное положение — череда безликих балов, награждений, вручений цветов и медалей. Но все это не имеет значения. Отдаленные сплетни сообщают о жизни Анны с Вронским, о ревности и угаснувшей страсти.




Вскоре Анна попадает под поезд. В отчаянии Каренин по совету Лидии Ивановны идет к спиритисту Ландо, который проводит что-то вроде «сеансов ченелинга», транслируя мысли Анны перед смертью. В финале спектакля рушатся двоякие и эфемерные законы «света», казавшиеся когда-то незыблемыми. Алексей остается с сыном Сережей и маленькой дочерью Анны и Вронского, внутренне прощая и мысленно отпуская жену.

Спектакль заставляет зрителей увидеть классику в новом ракурсе, изменить свое отношение к устоявшимся стереотипам и проникнуться искренним соучастием к нуждам окружающих.

В завершении вечера зрители поблагодарили актеров аплодисментами. Организаторы фестиваля вручили режиссеру Орского драматического театра благодарность. Завтра, 16 апреля, конкурсную программу «Смоленского ковчега» продолжат спектакли «Шинель» Смоленского камерного театра и «Ромео и Джульетта» Драматического театра Белорусской Армии. Напомним, что подведение итогов и вручение наград пройдет 17 апреля на Большой сцене Смоленского государственного драматического театра им. А.С.Грибоедова.



Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир