Обзор настольной игры «Сквозь века: Новая история цивилизации»


Авторы: Алексей Бурлаков, Анна Казанова

Самые первые настольные игры появились около 5500 лет назад. Древнеегипетский сенет и древнеиндийская чатуранга были стратегическими играми, и играли в них вельможи. Сегодня же дела на настольном рынке обстоят куда лучше: жанров стало гораздо больше, и купить настольную игру может любой человек. Но как сильно изменился этот жанр за столь огромное количество времени? Я хочу рассказать о современной стратегической настольной игре, в которой вы управляете государством от античности до современности. Эта игра – «Сквозь века: Новая история цивилизации».

Разработчик Владимир Хватил в 2006 году выпустил первую версию этой игры «Сквозь века: История цивилизации». Настолка выглядела крайне простенько, но поражала своим масштабом: четыре эпохи; около 200 карт технологий: военный, научный и культурный трек развития; а также разные способы достижения победы. «Сквозь века» получила хорошие отзывы, но требовала доработки и баланса. В 2015 году вышло второе издание этой игры под названием «Сквозь века: Новая история цивилизации», а в 2016 игра была переведена на русский язык компанией Gaga Games. Чем же сегодня может удивить эта настолка?



В игре может участвовать от двух до четырёх человек. Время партии варьируется от количества и опыта игроков. Игра начинается с расположения компонентов на игровом поле. Среди компонентов можно заметить четыре картонных поля, три из которых размечены полями с цифрами. Это треки достижений государства. Красный счётчик – военная сила государства. Чем больше ваша сила, тем меньше вы будете подвержены нападениям других игроков. Синий трек – наука. Здесь отмечается прирост науки, каждый ход и её общее количество в государстве. Жёлтый счётчик – культура. Её значение является важным в этой игре – кто наберёт больше всего очков культуры, тот и победил. Четвёртый трек без цифр – это поле для технологий. На него выкладываются карточки с золотой рубашкой.



Каждому игроку выдаётся планшет, означающий его государство. Единственное, чем отличаются планшеты игроков, это цветом и картинкой на заднем фоне. На треки выкладываются маркеры, которые соответствуют цвету планшета. На каждом планшете указаны военные и гражданские технологии, форма правления, банк ресурсов и рабочей силы, а также небольшая памятка по действиям в конце хода. Также игроку выдаётся набор кубиков разных цветов: белые, красные, синие и жёлтые. Белые кубики – это гражданские действия, они тратятся почти на всё в этой игре: от взятия технологий до найма рабочих. Красные кубики – военные действия вашего государства. На них можно разыгрывать карты политики, либо же нанимать военные отряды. Число белых и красных кубиков зависит от формы правления. Синие кубики – это ресурсы. Если эти кубики находятся на карте ферм – это еда, если на карте рудников – это руда. Жёлтые кубики – это жители. Их можно расположить на любой из пяти ваших технологий на планшете, и они сразу же начнут исполнять свои обязанности: защищать государство, добывать еду или руду, получать очки науки или культуры.



Игра начинается с того, что на трек технологий выкладываются карточки с буквой «А» – античная эпоха. Каждый игрок берёт себе карточки, как наследие предков. Как только все игроки возьмут карточки и закончат свой ход, начинается первая эпоха. Карточки на треке технологий начинают обновляться, а для того, чтобы их использовать – необходима наука. Какие же карточки попадают на этот трек? Жёлтые карточки имеют одноразовый бонус. Зелёные отображают лидера вашего государства и его бонус. Фиолетовые – чудеса света. На их постройку уходят ресурсы, но при постройке приносят постоянный бонус. Красные карты – военные технологии. Они увеличивают мощь ваших отрядов и позволяют формировать новые подразделения. Коричневые – рабочие технологии, могут улучшить ваши фермы или рудники. Серые карточки – гражданские технологии. Они улучшают академии, храмы, но также могут добавить новые типы зданий: стадионы, театры и СМИ. Оранжевые – форма правления. Как было ранее сказано, она влияет на количество действий. Голубые – особые технологии. Они дают вам побочные возможности, которые почти не могут дать другие карты. Трек технологий общий для всех игроков – каждый может взять любую из набора, заплатив определённое количество действий. Поэтому заранее продумывайте, какую технологию лучше взять, а какую оставить противникам.



Кроме карточек с золотой рубашкой, есть карты с серебряной рубашкой. Это карты политических событий. Они играются в начале хода каждого игрока, начиная с первой эпохи. Их влияние, в основном, ограничивается количеством военной силы государства. С низкой мощью вы не сможете проявить агрессию по отношению к другому государству, или же развязать войну. Но можно использовать карты событий, тактик, колоний и защиты. События имеют глобальное действие и играются либо на все государства, либо только на те, которые лучше или хуже остальных. Тактика может увеличить мощь вашего государства, если у вас есть определённые подразделения. Если играется карта колоний – игроки начинают аукцион. Победитель торгов обязан отправить один отряд на острова, но взамен получит значительный бонус. Защита играется в ответ на агрессию, либо же для отправки кораблей на полученную колонию.



Как только заканчиваются карточки технологий одной эпохи, начинается следующая эпоха, и её карточки выкладываются на трек. Всё подвластно времени, и ваше государство в том числе. При смене эпох погибают лидеры, а недостроенные чудеса света рассыпаются в прах, оставляя вакантное место для других великих людей и сооружений. Как только карточки всех эпох закончатся, наступает подсчёт очков. Побеждает игрок с наибольшим количеством очков культуры.

Плюсы:

+ Вариативность – множество различных путей для победы;

+ Простота оформления – на каждой карточке написано её действие;

+ Взаимодействие – возможность соперничать и союзничать с другими игроками;

Минусы:

– Сложность – множество нюансов для игроков, за которыми нужно следить;

– Время партии – на двоих игроков уходит более двух часов.

Я не стану записывать цену ни в плюсы, ни в минусы. Потому что для кого-то четыре тысячи рублей за картон и пластик – это много, а кому-то за такую вариативность действий эта цена покажется смешной.

Итог: «Сквозь века: Новая история цивилизации» – это замечательная настолка, в которой вы можете почувствовать себя правителем маленького и картонного, но своего государства. Для новичков она покажется сложной, но сыграйте две-три партии в облегчённом варианте и вы просто перестанете замечать ход времени в своих следующих играх.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир