Текст:
Вера Белека
Фото:
Андрей Привалов
Вы когда-нибудь чувствовали то же что и мужчина, проживший чуть ли не полвека? Бывали в его голове? Теперь представим, что он работает в театре, но не на сцене. Какого это: быть близко к сцене, публике, но не иметь возможности выразить себя и рассказать хотя бы кому-то о своих чувствах? Корреспонденты «Молодежного Смоленска» побывали 1 июля на премьерной моночитке пьесы «Записки монтировщика» в креативном пространстве «Штаб» и попытались понять, что чувствует простой работяга, который всей душой стремится к прекрасному.
В руках Александра Иванова текст. Он актер и автор. Александр предупреждает, что сейчас пройдет за диваном и спектакль начнется. С этого момента и начнется погружение в мир героя пьесы.
Герой – монтировщик в театре. В каком? Да это не так важно. Представить можно любой: провинциальный и не только. Ведь там обязательно найдется тот, без помощи которого не пройдет ни один спектакль. Я имею в виду монтировщика. Проще говоря, того, кто таскает и устанавливает декорации. Маленький винтик в большом театральном механизме. Кто на него обращает внимание? Делает свою работу где-то там, за кулисами, и прекрасно. Но между тем, это человек.
Здесь можно поставить точку, потому что жизнь каждого в мире удивительна и наполнена уникальными событиями. Его чувства и мироощущение имеют право быть замеченными. Это обычный трудяга. Его речь не блистает пышными выражениями. Но это не мешает ему ощущать мир тонко (не хуже, чем среднестатистическому актеру). Спектакли все он комментирует, а хотите — рецензирует, несколькими очень меткими словами, без лишнего пафоса. Всяких там корреспондентов, которые пишут штамповые сюжеты про спектакли, иронично передразнивает. Свою работу точно знает. В чужие дела не лезет, хотя будь его воля (режиссерская), вот этот спектакль прошел бы лучше.
Он влюблен в местную красавицу-актрису Марию. Она блистает на сцене, а он внимает каждому ее слову, взгляду… Как это бывает не только в заурядных фильмах, но и в жизни, она на него по началу не обращает внимания, а потом, после героического подвига приглашает к себе домой.
Пьеса начинается легко и смешно. Персонажи перебрасываются колкими фразами, происходят забавные события: друг героя схватывает «белочку» и бегает по сцене с криками невиданному призраку: «Я тебя вижууууу!»
Смех в зале утихает после драматичной сцены в гостях у актрисы Марии, когда недосягаемое прежде божество оказалось одинокой и несчастной женщиной, которая пытается заполнить внутреннюю пустоту героем. И он не один такой в ее жизни. В этот момент происходит резкое падение Марии и возвеличивание героя. Он – мужик, который работает только физически, фигура, которая, как кажется остальным, даже не задумывающаяся о великих проблемах бытия, мелкая и не умеющая тонко чувствовать, оказывается способным на чувства большие и высшие, чем она – актриса, которая отыграла несколько десятков ролей и должна ощущать личную трагедию каждого персонажа. И именно он среди всех режиссеров смог ее понять.
Герой уходит. Перестает ли он любить Марию после этого? Нет. Да, он живет с другой грубоватой и недалекой женщиной, врачом, но здесь ощущается какая-то посредственность, будто сработала установка, не требующая чувств: у мужчины должна быть женщина. Да, они больше с Марией не разговаривают и нет более такого восхищения ее образом. Пытается ли он ее забыть? Возможно. Но ее отъезд в другой город становится ударом для героя. Да, божество пало, раскололось. Внутри него оказалась обычная женщина, наполненная одухотворенностью, благодаря герою. Он видел Марию такой, ее образ обнажился, он ее понял, но после всего не перестал любить.
Личная трагедия героя в том, что он так же близок сцене, как и актер, но не может выразить всего того, что происходит с ним внутри и снаружи. Рассказать об этом некому. И эта пьеса (записки) становится единственным выходом для героя – исповедью перед небольшой публикой.
Кто-то может обвинить автора в излишней наивности. Мол, слишком герой похож ребенок, даже если взять за пример то, как восхищался Марией. Все слишком просто. Но многие из нас сохраняют (своей волей или нет) на всю жизнь внутри себя ребёнка. Да и дети чувствуют все не хуже взрослых, только выразить это словесно в деталях не могут. Все звучит просто, но под этой простотой скрывается сложный внутренний мир человека, полный переживаний, чувств и личных трагедий.
Посмотреть моноспектакль до конца не так уж просто. Не все выдерживают (по разным причинам). Здесь нет декораций. Только диван. И один актер, на котором держится все. Надо сказать, что Александр Иванов справился довольно неплохо с этой ролью. Его мимика дополняла все: детская наивность дополнялась кривлянием, восхищение – улыбкой, а личная трагедия – скорбью, которая читалась в глазах. Так что и декорации не нужны в таком случае, если есть хорошее воображение, которое остальное дорисует.
Но больше всего чувствовалась искренность. Из-за нее по коже бежали мурашки и в драматичные моменты на глазах выступали слезы. О ее важности говорил даже сам Александр Иванов: «
Недавно посмотрел фильм «Дом, который построил Джек». Я не выдержал, правда, долго. Мне было сначала очень смешно, так как я люблю черный юмор, но когда там появились дети, которых он впоследствии, я так понимаю, убил, я не смог досмотреть. Там была такая мысль, что мы живем в мире метомодернизма. Метомодернизм — это когда границы в любом виде искусства определены, но через них уже не перешагнешь. Говоря иными словами, в режиссуре нельзя придумать ничего нового. Это факт. Можно как угодно к этому относиться. И единственное, что остается и художнику, и режиссеру, и актеру — это абсолютная искренность. Это единственное, чем можно зрителя заинтересовать».
И все же конец не трагичен, чувствуется оптимистическая нотка. Герой уходит от жены и решает изменить свою жизнь. Пока это только мечты. Но желание рассказать всем о чувствах, поделиться с людьми этим, становиться сильнее. Он понимает, что это возможно и так станет гораздо легче.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.