«Во времена немыслимого быта…»

ТЕКСТ, ФОТО: Анастасия Красилова, Ирина Полянская

17 июля в креативном пространстве ШТАБ с лекцией выступил кандидат исторических наук Демьян Валуев. Он специализируется на теме, связанной с историей России предреволюционного и послереволюционного времени.



Обычно Демьян Валуев выступает с лекциями, основанными на чисто историческом материале, но в этот раз он решил выяснить насколько адекватно в классической литературе отражалась та среда и тот исторический контекст, в котором создавались эти произведения. Наряду с архивными документами и свидетельствами, которые сейчас изучаются, большое значение для понимания эпохи имеют художественные тексты, посвященные революционному времени.

В своей лекции Демьян Валуев сравнивал русский город в литературе и в реальности. Он рассказал об истории российской предреволюционной и послереволюционной повседневности в произведениях Б.Л. Пастернака, в которых во многом отразился личный опыт автора. Писатели стараются запечатлеть то, что они увидели и тем самым воспроизводят тот мир, в котором они жили. Тем более, при осмыслении каких-то глубинных исторических сдвигов, произошедших на их глазах.

Но некоторые авторы берут за основу исторические источники, потому что не жили в тот период, который они описывают. Например, Л.Н. Толстой в «Войне и мире» повествует о событиях начала 19 века, хотя само произведение было написано в 1869 году. Он погружался в эпоху, изучал свидетельства, даже ездил на место Бородинского сражения. Но он не современник Отечественной войны 1812 года.

В других его произведениях речь идет о том, что он пережил. В «Анне Карениной» в первых главах есть интересное и доскональное воспроизведение того, как происходило заседание в присутственных местах; чиновничий мир, с его понятиями, неким кодексом чести. Глав имеют детальное описание, потому что Толстой наблюдал это сам. Когда человек пишет, о том, что видел и пережил, он делает это с высокой степенью приближенности.



Если говорить о романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», то его можно рассматривать не только как художественное произведении, но и как произведение определенной степени историческое. В нем Пастернак пытается осмысливать пережитый им жизненный опыт.

В период с 1945 по 1955 год Пастернак работал над этим романом, который стал его главным прозаическим произведением. Книга удостоилась Нобелевской премии по литературе, за которую писатель подвергся жестокой травле со стороны советских властей. Фактически гонения, начавшиеся в 1958-ом, привели Бориса Леонидовича к смерти – он скончался от рака легкого в 1960-ом.

В конце романа располагается тетрадь с двадцатью пятью стихотворениями, написанными центральным героем – Юрием Андреевичем Живаго. Одно из них – «Разлука». В нем говорится об обстоятельствах, которые освещают все повествование в романе.

В года мытарств, во времена
Немыслимого быта
Она волной судьбы со дна
Была к нему прибита.




Пастернак видит не только светлые стороны действительности, ему памятны темные стороны городской жизни, особенно условия существования социальных низов. Это видно, например, по описанию дома, в котором проживали Тиверзины и Галиуллины.

Обстоятельства существования и уровень жизни горожан стали серьезно ухудшаться с начала Первой мировой войны, потому что любая война – это трата государственных финансов. В первую очередь на нужды армии. Происходило сокращение средств, выделявшихся на городское хозяйство.

Свою роль сыграл острый кризис, поразивший транспорт. Трамвайные вагоны ломались от «пассажиров-висельников» на буферах. Трамваи ходили редко, если вообще ходили, потому что осенью во многих городах начались перебои с электричеством.

С весны 1916 года в ряде губерний введена карточная система на продукты питания. Надвигается голод. Также возникло такое явление как «хвосты» (огромные очереди у продовольственных магазинов). Легкая промышленность работала все хуже и хуже, потому что основные усилия были направлены на оборону. Во многих произведениях отражены «хвосты» как примета времени.



Потом произошла февральская революция. У Пастернака отражены надежды интеллигенция на светлое будущее, к которой принадлежит главный герой. Но с точки зрения обыденной жизни становится только хуже, потому что любая революция не ведет к немедленному улучшению качества жизни, наоборот, она ухудшает качество жизни. Революция уничтожает прежнюю систему власти. Все то, чем руководили, приходит в упадок.

Подводя итог, можно сказать, что Пастернак сумел точно отобразить в своем романе реалии повседневности российских городов в условиях постреволюционного времени. Его роман можно рассматривать как важное свидетельство эпохи и как своеобразный источник по истории этих лет.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир