Смотрите хорошее кино! Пожалуйста...



Автор: Андрей Привалов

Когда начинаешь текст с личной драмы, читателю проще понять твою задумку, он начинает сопереживать тебе и, как следствие, готов прочесть твое творение до конца. Так и поступим.

Не так давно, в спокойный будний вечер, я совершил ужасную ошибку… Зачем-то посмотрел на экран телевизора, который транслировал очередное творение одного из центральных каналов. Намеренно не назову ни канал, ни тот фильм или же сериал: не хочу делать этому рекламу. В тот момент киногерой выстрелил из дробовика в лобовое стекло автомобиля, и тот взорвался. От заряда дроби. В лобовое стекло. А за этим последовала отвратительная актёрская игра, ужасный монтаж и огромные паузы в диалогах ради увеличения хронометража. Ужасно.

Ужасно даже не то, что такое снимают, что на такое выделяют деньги, а то, что подобное люди смотрят. Ведь это как паразит. Он приживётся и будет питаться. И вот ты уже не замечаешь откровенной тупости сюжета, не видишь абсолютно нелогичные моменты, плюёшь на актёрскую игру и просто смотришь. И чтобы этот паразит не завладел твоим разумом, нужна профилактика – напоминание о том, что такое настоящее качественное кино.

«И что? Ты предложишь очередной ТОП фильмов, которые обязательно надо посмотреть за жизнь?»

Нет. Я просто предложу список отличных, качественных, легендарных и не очень картин.



Начнём с чего-нибудь лёгкого. Например, комедия, почему бы нет? Хорошая комедия — это фильм, показывающий нам наши же привычки, пороки и характеры, не забывая всё это гиперболизировать и высмеивать. Если ищите именно такую комедию, то путь ваш лежит прямиком к ранним картинами Кевина Смита. И лучшим его творением мы назовём дебютную работу – «Клерки» 1994 года.



Фильм покажет зрителю один день довольно заурядного продавца по имени Данте в придорожном магазинчике. В течение дня в магазин будут заглядывать абсолютно разные личности. Это будут и ушлые рекламщики, и психи в поисках яиц идеальной формы, и друг героя, работающий в соседнем видеопрокате, и местные наркоторговцы-неудачники Джей и Молчаливый Боб! Да, этот фильм стал первым для легендарной пары.

Диалоги в фильме прописаны отлично, и развитие мыслей героев может сильно удивить. Да, пошлых тем там достаточно. Но в отличие от многих современных комедий, где названия гениталий вставляются в сценарий, чтобы «зритель тупо поржал», здесь все пошлости помогают раскрыть героев, показать их, как бы странно это не звучало, отношение к другим и к тому, что вокруг них происходит.

А происходит интересное. Неспроста главный герой носит имя Данте. «Клерки» — это, по сути, переложение «Божественной комедии». Фильм состоит из историй, которые представляют собой смысловые узлы. И Данте, распутывая эти узлы, всё больше и больше погружается в безумное осознание, словно спускаясь на новые круги Ада. Так что второй и даже третий пересмотр фильма вам точно обеспечен.

Но главная изюминка «Клерков» — искренность. Несмотря на то, что Смит снимал фильм на коленке, на деньги родных и друзей, да ещё и на чёрно-белую плёнку, он идеально передал атмосферу придорожного магазинчика. И причина тому проста. Кевин Смит сам был продавцом именно в том самом магазинчике, в котором и происходит действия фильма. И после того, как магазин закрывался, Кевин собирал свою команду, и ночью они снимали фильм «Клерки». Кстати, именно поэтому жалюзи в фильме всегда закрыты: чтобы зритель не видел, что на улице темно.

Так, а теперь о серьёзном. Что-то сказать о следующем фильме язык не повернётся. Просто… Разве ты достоин вообще что-либо говорить о величайшем творении кинематографа? Здесь будет достаточно названия и режиссёра. «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.



Квентин — самоучка. В юности работал в видеопрокате, наблюдал за тем, какие фильмы люди берут чаще, сам смотрел очень много кинолент, но главное – любил кино всей душой. И поэтому в карьере Тарантино очень трудно найти откровенно плохие картины. И ничто не может остановить гения.



Достаточно вспомнить скандал вокруг фильма «Омерзительная восьмёрка», увидевшего свет в 2016 году. Началось всё с утечки полного сценария в сеть. Это был сильный удар, и Квентин едва не отменил весь проект. Но всё же сценарий был изменён, и съёмки продолжились. А всего за несколько дней до премьеры фильм в отличном качестве был опубликован на пиратских сайтах. Итог – полмиллиона скачиваний. Казалось бы, всё, провал. Но люди на фильм пошли. Потому что он хорош!



«Омерзительная восьмёрка» — один из самых длинных полнометражных фильмов, которые когда-либо крутили в кино: 3 часа 7 минут. В некоторых кинотеатрах даже был «антракт», чтобы зрители могли удовлетворить потребности своего организма. А сама лента снята на семидесятимиллиметровую плёнку, которая прекрасно передаёт глубину и цвет изображения. Чтобы понять смелость такого хода, достаточно узнать, что последний фильм на такую плёнку был снят в 1966 году, за 50 лет до выхода «Омерзительной восьмёрки». К тому же для такой съёмки нужны специальные камеры, которые команда Квентина с большим трудом достала и восстановила. Такая съёмка обеспечила фильму нестандартное соотношение 2,76:1, что чуть не привело к скандалу с одним из кинотеатров, который едва не отказался показывать фильм Квентина.

Уже только из-за такого трепетного подхода режиссёра стоит посмотреть «Омерзительную восьмёрку». А уж шикарный каст, восхитительная актёрская игра, прекрасные живые пейзажи, неповторимые тарантиновские диалоги, и, конечно, сама история, произошедшая в один из зимних дней на Диком Западе, не заставят вас сомневаться в верности своего выбора.

Если вам нравятся истории о плохих парнях, а фильмов Квентина недостаточно, чтобы насладиться ими, то есть долгий, интересный и безумно колоритный фильм Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка».



Сюжет картины неспешен и продуман до самых мельчайших деталей. История банд, их войн и отношений с городской властью смотрится на одном дыхании. Жажда мести Амстердама понятна зрителю, и наблюдать за его действиями ради достижения цели – одно удовольствие. Арки каждого персонажа так прекрасно переплетаются в почти трёхчасовом фильме, что к каждому из героев успеваешь прикипеть всей душой. Даже к антагонисту, Биллу «Мяснику», которого, кстати, заставляют уважать с первых минут фильма. Да, бесспорно, он плохой человек. Но его верность своим убеждениям (подчёркивают, верность, а не убеждения), его уважения к своим оппонентам впечатляет.

К тому же фильм превосходно передаёт атмосферу Нью-Йорка XIX столетия. Костюмы, декорации, исторический контекст… Даже не верится, что фильм снимался в Европе. Кстати, насчёт исторического контекста. История становится не просто декорацией для художественных событий, а напрямую влияет на персонажей, на их взгляды и поступки.

Такие фильмы трудно найти сейчас. Прекрасный сюжет, отлично поданный исторический контекст, превосходнейший актёрский состав и колоритные декорации. Даже местами рваный монтаж картины не позволяет хотя бы на секунду отвлечься от происходящих на экране событий. Пожалуйста, запомните это название – «Банды Нью-Йорка».

А теперь представьте себе фильм, который невозможно причислить к какому-либо одному жанру. Это будет и комедия, и драма, и детектив, и даже арт-хаус! Если вы не верите в это, то явно незнакомы с парнем по прозвищу Чувак. То есть с «Большим Лебовски».



Бездельник, лентяй, любитель боулинга и прекрасного ковра, «задающего стиль всей комнате», оказывается по случайности втянут в такой водоворот событий, что даже некоторые герои Тарантино могли бы позавидовать. Серьёзно, история будет кидать Чувака из крайности в крайность так часто, что финал фильма зритель встретит с максимально противоположенными чувствами. Будет желание и смеяться, и плакать…

Больше про фильм братьев Коэн говорить ничего не надо. Его надо прочувствовать самому. Стоит сказать о русском дубляже. Я сам люблю профессиональные переводы, когда англоязычная речь не звучит фоном. Но вот с «Большим Лебовски» наши ребята облажались… Правда, перевод очень плох. Так что в этом случае оставлю рекомендацию смотреть в переводе старого-доброго дядюшки Гоблина. Да, мат, да, одноголосо. Но только в этом переводе вы услышите абсолютно всё. В том числе и легендарную фразу о плане, «надёжном, #@&$1, как швейцарские часы».

И куда же в какой-либо подборке фильмов без спортивной драмы? Что же, здесь буду предсказуемым, и назову самый лучший спортивный фильм за всю историю кино. «Рокки».



Карьера Сталлоне в киноиндустрии начиналась очень… специфично. И даже страшно представить, чтобы потеряли кинолюбители, реши Сильвестр остаться актёром в фильмах, где… ему придётся светить не только голым торсом. А потеряли бы мы не только легендарного актёра боевиков, но и сценариста самого лучшего фильма о боксе. И чудо под названием «Рокки» родилось за три дня, в течение которых Сталлоне заперся в тёмной комнатке и без остановок писал сценарий, куря отвратные сигареты.

Что же уникального в «Рокки»? Его сюжет и история самого Рокки Бальбоа. Это история не только о падении, моральном подъёме и победе. Эта история о человеке. Не только о его спортивной жизни. Да, у многих спортивных драм этот элемент есть. Но именно в «Рокки» спорт и жизнь переплетены максимально органично. И последующие фильмы в этом жанре пытаются опираться именно на концепцию «Рокки».

Не будем сейчас говорить о сиквелах, которые отлично продолжают историю. Первый «Рокки» остаётся лучшим именно благодаря искренности. Каждый из съёмочной и актёрской команд выкладывался полностью. Даже современное состояние костяшек на руках Сталлоне – результат его преданности фильму по его же сценарию. Ведь дубасил мороженные свиные туши Сильвестр взаправду. Может, именно благодаря такой отдаче «Рокки» до сих пор живёт в умах людей.

Сейчас, по всем канонам, должен последовать фильм в жанре фантастики. Ждёте космоса, галактических войн и лазерных мечей? Забудьте. Фантастика может быть до чёртиков социальной, что не только будет развлекать зрителя, но и поучать (как же архаично-пафосно прозвучало…). Короче, Нил Бломкамп и его «Район №9».



Во-первых, фильм рушит все стереотипы кино о вторжении пришельцев. Во-вторых, с самого картина заставляет зрителя верить в происходящие события благодаря подаче сюжета через имитацию документального фильма. В-третьих, прекрасная социальная подоплёка, которая остаётся актуальной.

«Район №9» повествует о существовании людей и пришельцев-«моллюсков» в городе Йоханнесбург. Инопланетный корабль зависит прямо над крупным городом ЮАР, и пришельцев до починки корабля поселили в район №9, который моментально превратился в трущобы. И вот такое соседство длится уже 20 лет. Столкновение двух культур, традиций и взглядов, которые порождают грабежи, разбои и убийства. И вот во всё это оказывается втянут обычный клерк Викус.

Зрителю предстоит увидеть, как трансформируются отношения человека к неземным гостям: от полной ксенофобии до абсолютного понимания. Да, на нынешний момент тема кажется мейнстримной, и фильм непременно получил бы Оскара. Но в 2009 году толерантность ещё не приобрела такой безосновательный и, уж простите за это слово, идиотский размах. И фильм не взял ни одной статуэтки. Но именно то, что режиссёр говорил об этой проблеме не тогда, когда об этом выгодно говорить ради денег, уже заставляет уважать и верить в искренность картины.

А отличный дизайн пришельцев и их технологией, прекрасная работа оператора, искренняя любовь режиссёра к изображаемому окружению и, главное, его понимание, становятся прекрасным дополнение к эффективному и эффектному сюжету. Хотите хороший фильм о пришельцах? Смотрите «Район №9».

Да, одним из продюсеров «Района…» стал Питер Джексон. Это отличный шанс сказать, что лучшим фэнтезийным фильмом остаётся «Властелин колец», вся трилогия. Да, очень предсказуемо. Но… Лучше ещё не встречал, извините.



Кажется, вы уже немного подустали. Материал и так выходит немаленьким, а ещё хотелось поговорить и о «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе», и о «Бегущем человеке», и о «Коммандо» (да, Шварца могло быть много), даже о «Голом пистолете»! Но если я действительно решу написать о каждом из хороших фильмов, которые мне нравятся, вы будете готовы придушить меня, как и редактор, которому это всё предстоит вычитать перед публикацией (Вика, привет!). А ведь ещё хотел описать прекрасную трансформацию подачи постапокалипсиса в фильмах «Безумный Макс»: от мира без гражданских прав до бесплодной пустыни… Ладно, ладно. Мне даже и «Молодёжный Смоленск» не позволяет напечатать больше символов. Так что завершаем.

Ах, да… Чуть не забыл. Кто-то сейчас должен сказать что-то вроде «Ну, ты сравнил? Какой-то проект по федеральному каналу и зарубежные фильмы! Это как пинать младенца!». Поэтому, ради справедливости и понимания посыла, просто перечислю следующее.

Фантастика и фэнтези – «Ночной дозор».
Социальная драма – «Завод».
Исторический фильм – «Брестская крепость».
Экспериментальное кино – «Хардкор».

Все эти российские фильмы были сняты уже в XXI веке и демонстрировали очень высокий уровень качества. А уж если вспоминать фильмы времён СССР… Так что это не мы пинаем младенца. Это нас пинают как младенцев. Где сейчас отечественные проекты такого же качества? И «Бригаду» тоже по ТВ крутили, как и тот проект, который и заставил меня создать этот материал. Что изменилось?

Мы. Элементарное правило: что хочет потребитель, то ему и дают. Нет, жадность студий и режиссёров никуда не делась. Просто что изменится, если мы будем об этом кричать? Они всё так же будут создавать фильмы ради денег. Всё, что можем мы — просто не нести им эти деньги, покупая билет на их «творения» в кинотеатр, и не делать рейтинг, смотря подобные проекты по ТВ.

Друзья, я не призываю ругать отечественных киноделов и не уважать их творчество (хоть это и очень непросто). Просто прошу вас, пожалуйста, смотрите хорошее, настоящее кино.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир