Что происходит с языком в России?
Мы знаем, что русский язык – это постоянно меняющаяся система норм и правил, система живая, время от времени обогащающаяся новыми словами и теряющая слова устаревшие.
Чаще всего в историю уходят слова, обозначающие какие-либо вещи и предметы, которые со временем исчезли.
В то же время происходит обогащение лексической базы языка за счёт изобретения новых вещей, появления новых профессий, ведь каждой вещи, каждому предмету, каждому виду деятельности нужно название. Сейчас чаще всего названия даются на иностранный манер. Названия новых профессий – это просто «русскозвучащие» английские слова: имейджмейкер – imagemaker; креативщик – от англ. слова create – создавать; промоутер – от англ. promote - продвигать. Также появилось такое понятие как «teambuilding», которое означает в литературном переводе «сплочение коллектива».
Трудно судить о том, хорошо ли, плохо ли широкое заимствование иностранной лексики. Это есть, и от этого никуда не денешься. Безусловно, на самом высоком государственном уровне можно было бы принять какие-либо законы, ограничивающие экспансию иностранной лексики в русский язык, но зачем?! Ведь русский человек уже привык ко
всему этому (по крайней мере, молодое поколение).
Если бы я был пессимистом, то написал бы, что вскоре, лет через пятьдесят, от русского языка останутся только слова «мама» и «папа», а всё остальное будет называться по-английски с русским прононсом… Но, к счастью, я оптимист, поэтому хочу заметить, что все происходящие в мире и в языке изменения ведут к лучшему (хуже уже и так быть не может).
Теперь хотелось бы остановиться на другой проблеме – проблеме культуры
современной речи. Я считаю, что в мире происходит два взаимосвязанных процесса:
усовершенствование и усложнение техники и технологий и упрощение и облегчение человеческого быта. Теперь, чтобы получить необходимую информацию, человеку не надо бежать в газетный киоск, он может достать её через Интернет, не выходя из дома. С упрощением быта, на мой взгляд, связано и упрощение языка. Многие люди вместо того, чтобы сказать какое-либо длинное слово, употребляют его сокращённую форму. Вместо «кроссовок» они говорят «кроссы», вместо «компьютера» - «комп», вместо «человека» - «чел», «мобильный телефон» заменяют «мобильником» и т.д. Кстати говоря, в нашу повседневную речь стремительно врываются профессиональные жаргоны, например, хакерские. Теперь пользователь ПК - это юзер, человек, не разбирающийся в компьютерах – это чайник; если человек о чём-то задумался, про него могут сказать, что он завис. Все эти изменения родного языка, безусловно, упрощают общение, но вы только подумайте, что, если люди забудут, как раньше назывался «комп», а будущее поколение будет называть всех людей «челами». Что, если люди в будущем максимально упростят общение и забудут свои корни, забудут русский язык? Не очень приятная перспектива…
Можно попытаться рассмотреть ещё один процесс в современном русском языке – уменьшение количества по-настоящему грамотных людей. Это ведёт к такому неприятному явлению как возможность употребления слов с разными ударениями. Когда-то на Руси было двоеверие, во многих странах существует два государственных языка – двуязычие, а в России сейчас можно наблюдать некое «двуударение». Мы можем слышать слово «звонит» как с ударением на первый слог (что неправильно), так и с ударением на
второй слог (верный вариант). Откуда ребёнку, идущему в детский сад или школу знать, как произносится правильно, если его родители недостаточно грамотны, чтобы расставлять верные ударения? Грамотные и воспитанные люди страдают от неправильных произношений и ударений – они им режут слух как музыканту – фальшь в исполнении песни. Но ведь воспитанный человек не имеет права исправлять заблудшего человека – это бестактно. А что делать? Закрывать глаза на все извращения над языком? Да, приходится закрывать… И что самое обидное, побеждают безграмотные – меняются словари, меняются нормы ударений и произношений, меняется даже род слов, потому что большинство говорит неправильно.
Как же исправить языковую ситуацию в стране? В первую очередь, люди, работающие в средствах массовой информации должны употреблять ТОЛЬКО правильные формы слов, они ОБЯЗАНЫ говорить и писать грамотно.
Во-вторых, но не во-вторых по значимости, учителям и воспитателям следует уделять больше внимания своей речи и следить за речью детей, ведь самое активное формирование человека идёт до семи лет, так как деятельность мозга протекает в тета-диапазоне, и обучение происходит очень быстро. И, в-третьих, каждый уважающий себя и свой язык человек ДОЛЖЕН следить за своей речью и речью своих товарищей и по возможности исправлять её.
Денис Петухов
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернуть** Роман
** Припадок
** Роман
** FaceOut
** Роман
** fish
** Роман
** Smile
** Тери
** собственно аффтар
** Олька
** дЙНПО
** Настя
** Прохожий
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.