Фестиваль "Новый уровень" стартовал только в сентябре, и сразу же стал одним из самых ярких событий в музыкальной жизни города. Продолжение не заставило себя долго ждать - вторая часть фестиваля прошла 26 октября в ночном клубе "Спайдер". Несмотря на то, что среди организаторов - всё то же сообщество "Киngи аndэgrаundа", в котором состоит и група "СККУП", мероприятие разительно отличалось от первого по духу - "Новый уровень" №2 прошёл с явным этническим уклоном. Об этом можно было судить ещё по оформлению клуба: необычные инструменты, разложенные на бордовом покрывале, дымящаяся аромалампа в центре, выложенная свечами большая свастика на полу... Всё это создавало подходящий антураж для выступления музыкантов, совершенно непохожих, но не уступающих друг другу по самобытности и аутентичности.
Вера Сажина - шаманка даже внешне. А уж когда выходит на сцену и начинает петь, аккомпанируя себе на баяне, в этом отпадают последние сомнения. Удивительный голос, тексты песен, больше похожие на заклинания - так и представляешь Веру камлающей в огненно-красной юбке где-то в степях Якутии. О ней мало что известно - ни собственной страницы в интернете, ничего. Вне выступления сидит тише воды, ниже травы. Художник. Поэт. Училась ремеслу у американских индейцев, основала Московский шаманский центр, состоит в Тувинском обществе шаманов "Уш морек" ("Три вершины"). Её творчество нарочито примитивно, при этом многослойно, как калейдоскоп, в котором скрыты и глубокий философский смысл, и шаманская тоска, и чистота восприятия древней магии.
Разительно отличается от Веры Сажиной, хотя и похож какой-то архаичной самобытностью "скоморох"
Максим Ляшко,, который исполняет под гитару - далеко не самый привычный в этнике музыкальный инструмент, свои хитросплетённые песни. То, что он делает, можно назвать dark folk, скоморшничеством от блаженного. Серый свитер, простоватое лицо, гитара - кажется, что перед зрителями заурядный бард, но ровно до тех пор, пока Максим не начинает играть. Яркие, необычные стихи, помноженные на запоминающийся голос, артистичную манеру исполнения и, конечно, шестиструнный аккомпанемент - такой Макс Ляшко на сцене. Но больше всего удивляет смешение какой-то удалой весёлости, свойственной скоморохам, и глубокой мудрости, иногда даже трагизма, проскальзывающих за псевдо-несерьёзностью.
Впрочем, вряд ли в этот день было что-то более удивительное, чем древняя тибетская музыка, исполняемая в последней части концерта группой ,
"Phurpa". Тут-то и пригодились странные музыкальные инструменты, аккуратно разложенные перед сценой. Основатель группы - культовая маргинальная личность, художник, музыкант, Алексей Тегин. Слушая, как он исполняет горловое тантрическое пение, сложно поверить, что этому человеку 56 лет. Так же, как и сложно представить, насколько это древняя музыка - ей около четырёх тысяч лет! Проект "Phurpa" реконструирует архаичное обертонное пение священнослужителей-бонпо, для которого характерны инфратональная насыщенность вкупе с использованием более низкого регистра, нежели в буддийских литургиях. Инструменты, используемые ими, такие как шанг, боьшие тарелки ролмо, труба канлин и т.д. не только выглядят необычно, но и имеют особое трансцендентное значение, применяясь в шаманских ритуалах религии бо, и, в зависимости от задачи, могут устрашать, призывать или изгонять духов, благодарить божества или приглашать положительную силу человека. Группа "Phurpa" не зря была оставлена организаторами напоследок - монотонное пение, сопровождаемое игрой на мистических инструментах, ввело зрителей в состояние транса.
Коллективная медитация длилась порядка полутора часов, а вкупе с предварительными выступлениями Веры Сажиной и Максима Ляшко многие зрители пережили настоящее ощущение катарсиса, очищения через призму древнего шаманства.
Лина Данилевич
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернуть** СтепСерг
** Static
** Стас
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.