Заметка о патриотизме
Никогда бы не поверил, что придет такое время, когда у нас, в России, придется отстаивать идеи патриотизма! И не просто отстаивать, а еще, как принято говорить, бороться за них. Политическими, понятно способами.
Тем не менее, это так. И очень серьезны у этого обстоятельства причины. И очень они не случайны. Всяк судит об этом по-своему, вот и я о вечном в своем понимании…
Сопоставляю два факта. В 1943 году в Лондоне, еще не оправившемся от фашистских бомбежек, в театре «Феникс» поставили спектакль по роману «Война и мир». В годы войны этот роман Толстого был издан в Англии 500-тысячным тиражом, который и был раскуплен подчистую. Англичане черпали надежду на победу у нас, русских, вчитываясь в гениальные толстовские страницы. Это было давно. Сейчас же в Лондоне прячут тех, по кому давно плачет тюрьма. А тамошние газеты возбужденно и наперебой сетуют по по-воду внутренних российских дел. Первое тешит наше патриотическое чувст-во, второе — оскорбляет. А вместе дает нам понять, как серьезно само это чувство, и каким немалым испытаниям подвергается.
Родину любить трудно. Любимой хочется гордиться. А как ею гордиться, если приезжаешь, например, в Германию, Голландию, Францию, а там все дороги гладкие, улицы чистые, на каждом углу аптечной стерильности туа-леты, и ни одна сосиска не изготовлена из замороженного мяса. И сразу гордости уступает место скорбь.
Я, понима., что по - человечески мелок с подобными своими обывательскими представлениями. Но ведь по – человечески! Кому хочется жить чисто и вкусно? Да всякому. Но далеко не всякий у нас хочет, а то и умеет шевельнуть для этого пальцем. Поэтому, думаю, за патриотизм приходится начинать бороться с самого первого, индивидуального уровня. Чтобы не га-дить, где живешь. Чтобы, если погнул, вколачивая, гвоздь, выпрямить его, а не «черт с ним». Сразу перестанут падать дома и самолеты.
Патриотом в России сегодня можно назвать только того, кто честно трудится и в ком не ослабевает скорбь по страждущим. Последних по-прежнему у нас миллионы и миллионы, поэтому и скорбь о них следует по-нимать как деятельную работу ради их элементарного довольства.
Не богатство стыдно само по себе, а богатство среди нищеты. Яхты и «Челси» в сопоставлении с ценами на лекарства и с не депутатскими, а все-общими пенсиями. Несуразны не сами по себе ликования по поводу танцев, цирков и скольжений со звездами — они развлекательны, — а когда оказываются лишь анестезией для психики на фоне или совершенно бесстыдной коррупции или той же обернувшейся демагогией дачной амнистии.
Хотя все больше находится примет того, что Россия медленно, но верно выходит из обморока, в который рухнула известное время назад. И свое прошлое народ не дал растоптать окончательно — и великую Победу верну-ли в свою историю, и Гагарина, и лучшие песни и фильмы, и даже сообщили недавно, что наивысшая рождаемость была у нас, оказывается, в самом конце достославного застоя.
Мир, похоже, снова начинает на нас смотреть с надеждой. Вот и Олимпиаду доверили Сочи, и наших героичесих «стрижей» занесли в Книгу рекордов Гиннесса, и детского доктора Рошаля выдвинули на Нобелевку.
Так что есть, чем заниматься патриотам на родной земле. Есть, чем гордиться, но и есть чему сострадать.
Новиков
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернуть** Саня
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.