Смоленский джаз: путешествие в 20-ые годы
Что такое джаз? Вряд ли кто-то решится объяснять, поскольку этого не стал делать даже такой великий в истории джаза человек, как Луи Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними музыкального африканского фольклора получился стиль, не умерший и по сегоднфяшний день - джаз. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза, до сих остается легендой – Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. И вот тут-то и появляется возможность объяснить еще одну черту стиля джаз: это неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена, это его выступление и наслаждение им и слушателями музыкой в данный момент. А залог вечной молодости джаза – это импровизация.
Увы, концерты таких великих людей, как: Луи Армстронг, Джон Льюис, Билли Холлидэй и прочих - нам не удалось посетить. Но мы решили не отчаиваться, а, наоборот, начать изучать джаз с малого, а именно: проследить, как джазовая музыка развивается в Смоленске, и насколько она популярна. К сожалению, в нашем городе джазовые вечера проводятся очень редко, и некоторые люди (независимо от возраста) часто спрашивают: «А что такое джаз?». Именно с этого вопроса ведущий открыл не только смоленский джазовый вечер, но так же и пятнадцатый музыкальный фестиваль «Смоленский проект», который стартовал 29 ноября 2009 года. Его проведение было рассчитано на 4 дня, за которые себя успели показать многие смоленские команды в различных музыкальных областях. День первый – открытие. Именно за ним мы решили понаблюдать. Ведь, как известно, быть первым всегда волнительно. Не скрою, что я тайно влюблена в звуки, издаваемые саксофоном, роялем и гитарой. Но при всем этом, что такое смоленский джаз и «с чем его едят» я не знала. Вот и решила сходить на разведку. Забегу немного вперед: публика и я, в том числе, была в восторге от происходящего на сцене ТЗ «Молодость».
Погасили свет. Лишь один яркий луч освещал ведущего сего мероприятия, который начал его словами: «Кто спрашивает: «Что такое джаз?» - тот никогда не поймет что это такое на самом деле». Может быть, прозвучало это немного категорично и грубовато, но в наше время, судя по музыкальным пристрастиям молодых людей – ведущий сказал правду. Но не буду о грустном. После недолгих речей ведущего луч света направили в левый угол зала (на протяжении всего концерта было задействовано 2 сцены), где в три ряда восседал оркестр, блистающий золотым и белым цветом. Без долгих пауз зазвучала бодрая мелодия джаза. На сцене - ребята из СГИИ (Смоленского Государственного Института Искусств). Оказывается, Смоленск – это для музыкантов родное место, где без особого волнения можно играть, как у себя дома. Ведь их “BIG BAND” уже успел поучаствовать в Международном фестивале музыки в Москве, причем не раз. Первая композиция положительно зарядила публику и настроила ее на нужный лад. После к оркестру присоединилась солистка – Марина Абдулаева, которая поразила своим настоящим джазовым вокалом. Зал «Молодости» наполнился атмосферой 20-х годов. Ведь именно в 1920-е годы начинается "век джаза". И именно тогда постепенно формируется главный принцип джаза — не догма, не форма, а импровизация. Как будто ощущаешь свое пребывание в прошлых годах: в каком-нибудь салоне, где женщины в вечерних платьях сидят за столиками, пьют мартини, шампанское, а мафиози в шикарных костюмах наблюдают за красотками, которые со сцены исполняют различные джазовые песни под сочетание звуков саксофона, гитары, рояля. Прекрасно! “BIG BAND” сменил вскоре следующий музыкальный коллектив, так же представители СГИИ, но уже с более мелодичными гитарными композициями. Это квартет: девушка и три парня. Ребята играли под руководством Виктора Павлюченкова, который присоединился к квартету. Такая музыка расслабляет. Но не только талантливые ученики и преподаватели СГИИ радовали слушателей, но и ребята младшего возраста, которые уже сейчас добились успехов в творческой деятельности. Такими стали: Пашкина Настя и Ханарова Сабина – ученицы эстрадного отделения в Смоленском музыкальном училище, молодежный хор «Смоленск» (обучение проходит в Смоленском центре культуры) под руководством Олега Ефимова (дирижер). Но больше всего удивил не только нас, но и всех зрителей в зале самый юный участник «Смоленского проекта» - Арсений Владимиров. Он юный пианист, который предпочел выступить в ковбойской шляпе, кожаном жилете и красной косынкой на шее. Этакий юный ковбой уже являлся лауреатом областных и российских конкурсов. Описать словами музыку очень трудно, но можно сказать только, что композиции Арсения, как и сам он, поразили всех присутствующих в зале, которые аплодировали «музыкальному гиганту» стоя. Казалось, что юный музыкант играет на рояли всю жизнь с редкими передышками. Он владел инструментом в идеале. Не поленюсь сказать Арсению еще раз: «Браво!». А вот самыми старшими джаз-мэнами являлись мужчины Сафоновского музыкального оркестра. Он появился 45 лет назад в Сафоново и с 1996 года является постоянным участником музыкального фестиваля «Смоленский проект». Все смоленские джазовые таланты показали себя на этом вечере. Все они были достойны бурных аплодисментов. Ведь именно они дарят нашему небольшому городу частичку атмосферы прошлого. И если вы представитель поколения «next», то я, как уже опытный ценитель смоленского джаза, настоятельно вам рекомендую посетить в следующий раз вечер джазовой музыки и почувствовать себя напудренной дамочкой с шампанским или одним из членов мафиозного клана 20-х годов.
Олешкевич Лера
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернуть** Марья
** Я))))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.