«Диалогу» - 35!!

В Смоленске существует театр, в котором играют и учатся молодые актеры. «Диалог» отмечает свой 35 день рождения! Кто может рассказать о театре лучше, чем его создатель и руководитель, заслуженный деятель искусств России Виктор Зимин.


35 лет немалый срок, расскажи как создавался «Диалог», как появилась идея?

Любовь к театру была с детства. Я хотел выступать, хотел на сцену. Участвовал в школьной самодеятельности. Потом поступил на художественно-графический факультет Смоленского педагогического университета, занимался в театральной студии. Это был интерес вообще к театру. Потом постепенно стало складываться желание создать какой-то коллектив, поставить пьесу, то есть от начала до конца пройти путь организатора, режиссера. На втором курсе университета в 28 школе создал свой первый театральный коллектив, поставил там свою первую пьесу. Потом была студия во Дворце пионеров. После окончания вуза я уехал. В Рязани я был приглашен работать в театр как актер, потом работал художником на Урале. А когда вернулся в Смоленск в 1975 году, меня пригласи в Драмтеатр художником-постановщиком. Но желание делать своё дело постоянно присутствовало. Я набрал студию во Дворце пионеров, которая впоследствии стала театром «Диалогом». В 1982 году мы перешли во Дворец культуры профсоюзов.

Выходит, Вы воплотили свою детскую мечту?

В детстве просто хотелось представлять, чудить, играть, принимать какие-то образы. На семейных праздниках надевание масок, переодевание – все это было очень интересно. Постепенно это оформилось в сознании в профессию режиссера. Я попробовал быть и актером, и художником-постановщиком, а режиссура как раз та профессия, которая собирает в одном человеке все его способности, все представления о театре. Мне очень пригодилось впоследствии, что я художник, что пробовал себя как актер. Сегодня я предстаю как руководитель, как педагог уникального театра детей и молодежи, который стал местом воспитания целой плеяды замечательных ребят, в том числе профессиональных актеров.

В реальной жизни Вы одеваете маски?

Нет. Бог меня хранит от заигрывания с жизнью. Во мне просыпается это свойство, когда я выхожу на сцену, когда я ставлю сценическую задачу. В жизни я могу быть абсолютно спокойным, ни на кого не обижаюсь, не лезу вперед, не люблю лезть на люди.

Есть ли у вас любимый спектакль?

Обычно говорят, что все спектакли, как дети любимые, или любимый впереди. Но я думаю, что можно проследить в своей биографии спектакли, которые явились этапными. Каждый спектакль – это некий рубеж постижения искусства. Если ставится какая-то пьеса, то она ставится с определенной целью. Я думаю, такими рубежными спектаклями у нас были – «Любовь, джаз и черт» (1983г.), потому что рождался новый коллектив, мы подняли очень интересную современную пьесу.
Очень принципиальными были «Рядовые» Алексея Дударева (1985г.). Этот спектакль позволил проявить в молодой труппе гражданское сознание и развить мастерство начинающих актеров. Он был очень убедительный и атмосферный, с запахом войны, гари, боли. Спектакль поразил сердца зрителей.
Также спектакль«Питер Пэн» Джеймса Барри шел на протяжении 10 лет, в нем сменилось несколько поколений актеров: играли и дети и взрослые. Это семейный спектакль. Спектакль – школа. Мы его очень любили и часто вспоминаем.
«Ромео и Джульетта» тоже был принципиальным спектаклем, хорошей школой для молодой труппы. Мы замахнулись так сказать на Вильяма. Это был проект, когда играли вместе любители и профессиональные актеры. Например, заслуженные артисты России актеры Драматического театра Владимир Бабанов и Николай Коншин.
«Женитьба» Гоголя хоть и веселый спектакль, но серьезный с точки зрения постановки актерских задач. Это своеобразный экзамен для актеров.
«Бродячая труппа» Симовича был очень глубоким спектаклем о войне. Он мало шел, но для нас это была школа постижения людей другого поколения в другом времени. Это было очень важно для актерского мастерства и самих актеров.
Каждый спектакль оставил свой след в нашей душе.

Есть ли у театра-студии «Диалог» девиз?

В самом начале, в 70-е годы, родилась фраза: «Мы собрались, чтоб стать лучше». И действительно, всякое коллективное объединение создается не только для времяпрепровождения, оно должно что-то оставлять в нас. Мы тоже отдыхаем, но для нас важно, чтобы мы развивались по-человечески, по-граждански, по-актерски.

Как ребята приходят в театр-студию?

Сначала появился коллектив во Дворце пионеров, и никто о нем не знал. Потом ребята стали приводить друзей. Потом мы пару раз делали набор. Но в последние годы у нас стабильный коллектив и приток идет главным образом через самих ребят. Приводят своих детей наши бывшие студийцы. Часто зрители, зараженные примером, посмотрев спектакль, остаются и начинают пробовать себя как актеры. Так постепенно вокруг «Диалога» формируется своя публика, так сформировался и свой зритель, из нескольких поколений.

Для молодых актеров это хобби или нечто большее? Продолжают ли они учиться профессионально?

Кто-то имеет тайные надежды продолжить профессионально этим заниматься. Многие приходят, потому что это интересно и здорово. Когда видишь талантливого человека, то сам начинаешь ощущать в себе это. Например, как я решаю для себя хороший спектакль или плохой. Если я выхожу после спектакля счастливый и гордый, что занимаюсь такой профессией, значит работа интересная. А когда выхожу и думаю – «Неужели я такой бездарный и убогий, как то, что я видел», тогда начинаешь сомневаться в себе. Талантливость заражает. И это здорово, когда после спектакля подходят дети или молодые люди и хотят попасть в студию, значит, мы правильно работаем.
Значительное число ребят уже закончили столичные и петербургские театральные вузы, получили профессию и работают в театрах.

По какому критерию Вы выбираете ту или иную пьесу?

Часто душа выбирает, но иногда и разум… Мы живем в конкретное время, в конкретном обществе, вокруг нас существуют конкретные проблемы. Брать какую-то просто хорошую пьесу и ставить спектакль про нечто, про «туманну даль», это не наша задача. Мне кажется, мы театр и социальный, и педагогический. В «Диалоге» должны идти вещи привлекательные эстетически, интересные художественно, проблемные. Должны затрагивать болевые точки нашей жизни, чтобы пробуждать мысль, общественное сознание.

Что вы можете сказать о будущем театра?

Театр, как и школа – бессмертен, потому что связан с молодежью. Школа никогда не исчезнет. Театр тоже никогда не исчезнет, потому что во все времена рождается человек, для которого театр – форма общественного сознания, как способ познания жизни, и он его избирает.

Как изменяется количество зрителей?

По сравнению с 90-ми годами, конечно сейчас зрителей прибавляется, и отношение к театру другое. Здесь очень важно отношение общества и государственная политика – повернуться лицом к культуре. Мне кажется это мировая проблема. К ней нельзя относиться снисходительно, потому что мы тот час же видим убогость, серость человека без культуры.

Для какого зрителя вы ставите спектакли?

У нас есть детские, подростковые, молодежные, взрослые спектакли. Мы ставим и сказки, и современные пьесы, и классические произведения.

Участвуете ли вы в конкурсах, куда ездите на гастроли?

Выезжали на международные фестивали, получали дипломы, даже лауреатами были. Ездим по области, были в других городах и странах, и в Москве, и в Минске. Сейчас нам предложили поехать на Сахалин.

Редакция «Молодежного Смоленска» поздравляет театр-студию «Диалог» с юбилеем и желает творческих успехов.

Беседовала Оксана Савченко
  • +1
  • 30 апреля 2010, 17:14
  • Degysya

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
давно хотела туда попасть)
avatar

Jen

  • 01 мая 2010, 01:14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир