Смоленские верлибры: торжество свободного стиха

13 октября смоленские поэты и их друзья собрались в уютном зале старого Камерного театра (проспект Строителей, 18), чтобы окунуться в мир поэзии и познакомиться поближе с Его Величеством Верлибром.

Ведущая вечера Ольга Смагина немного рассказала гостям о верлибре (иначе говоря, о нерифмованном или свободном стихе), его особенностях и месте в поэзии и истории, а так же огласила тему творческой встречи – «Полёт или падение». Это сочетание слов как нельзя лучше отражает суть нерифмованного поэтического текста, а так же сложность в отношениях между автором и плодами его творчества.

Дело в том, что верлибр – явление неоднозначное, отношение к нему сложное и противоречивое. А все потому, что свободный стих имеет смелость отказаться от самых главных составляющих традиционного стиха – ритма и рифмы. Он делает ставку на другое – полет фантазии, образность и абсолютную искренность, т.е. отсутствие любой фальши и пафоса.

С первого взгляда, писать такие стихи проще простого. Но на самом же деле, верлибр требует от автора огромного труда и не просто умелого владения словом, а настоящей виртуозности! По этому поводу очень ёмко высказался поэт Геннадий Нейман:
«Верлибр — это испытание свободой, но отважиться на такое испытание очень непросто, поскольку грань, отделяющая верлибр от простого набора слов и фраз очень тонка, и не переступить эту грань дано не каждому».


Как вы уже поняли, слабость и незрелость для верлибра – непростительны. Полёт или падение – третьего не дано.

Своё вступительное слово Ольга Смагина так же украсила примерами верлибров, написанных классиками: Сумароковым, Блоком, Гумилевым. Не забыла и о поэте Орлицком, нашем современнике, стараниями которого в России проводятся фестивали, посвященные свободному стиху.

Вообще, в нашей стране верлибр долгое время оставался в тени и начал развиваться позже, чем в других странах. Гости вечера отправились в верлибристическое турне по таким странам, как Англия, Ирландия, Франция, Италия, Германия, Польша. Приятно было то, что большинство стихотворений читались и в оригинале, и в переводе. Незнание некоторых языков не играло большой роли – иностранная речь завораживала и придавала вечеру приятную атмосферу таинственности.

Нарушил эту атмосферу, легко и безболезненно, смоленский поэт Семен Пегов. Он вышел на сцену с книжкой в оранжево-черном переплете, по которому легко узнать серию «Альтернатива», включающую произведения в основном контр-литературной направленности. Семён прочитал несколько нерифмованных стихотворений американца Чарльза Буковски, которого смело назвал «самым гениальным поэтом-верлибристом». Стихи о пьянстве и драках, наполненные шутливой житейской мудростью.

Во второй части вечера мы услышали замечательные свободные стихи русских, и в частности смоленских поэтов.

Очаровательные верлибры Ольги Смагиной прозвучали не только из её собственных уст, но и в исполнении актрисы Камерного театра. Особенно меня впечатлило стихотворение «Фрида», которое содержало на очень интимное, очень женское, очень трогательное обращение лирической героини к мексиканской художнице, полное любви и восхищения. Настоящий крик души.


Алексей Фроленков предоставил нам на суд несколько своих алкоголистических верлибров, которые, по своему признанию, он пишет с помощью творческого метода «выпил-оторвался-написал».


Леонид Кузьмин своей поэзией возвратил нас к серьезным темам. Гости погрузились в философские размышления о быстротечности времени, о важности каждого принимаемого решения, о влиянии времен года на душевное состояние не только отдельной личности, но и всего человечества и даже планеты. И как поэт, и как человек Леонид Алексеевич обладает какой-то особенной харизмой и энергетикой, поэтому, несмотря на серьезность верлибров, невозможно было устоять перед его обаянием.


Дмитрий Смагин заявил, что к свободному стиху относится с осторожностью, и даже с некоторой долей негатива, и всё же познакомил нас с творчеством разноплановых русских поэтов-верлибристов: Леонида Шваба, Виталия Пуханова, Андрея Чемоданова, Сергея Круглова.


«На закуску» Семен Пегов преподнёс гостям вечера свой единственный верлибр, написанный в ироничной и даже ёрнической манере с провокационным названием «Я – самый лучший поэт». Стихотворение как будто шутливо издевается само над собой, над своей формой и явно выдаёт несерьезное отношение автора к верлибру. Но сам Семен признался, что в тот вечер пересмотрел свое отношение к нерифмованному стиху и во многом благодаря верлибрам Леонида Кузьмина.


Творческую атмосферу вечера поддерживала группа«Летучий корабль». Ребята играют удивительную музыку – приятную, ласкающую и вместе с тем немного тревожную, обволакивающую и проникающую глубоко внутрь, заполняющую теплом все уголки сознания. В самом начале встречи они задали правильное настроение, расположили к поэзии, в середине помогли гостям расслабиться, отдохнуть от обилия информации, а в конце красиво завершили творческий вечер.


Поэтическая встреча оставила только самые положительные впечатления. Все настолько гармонично слилось воедино – и приглушенный свет в зале, и его оформление (фоторяд Натальи Ефименковой), и волшебная музыка, и прекрасная подборка стихотворений, и зрители, слушавшие их, затаив дыхание. Здорово, если такие мероприятия будут проводиться чаще.


Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
здравствуйте! хотелось бы знать,как часто проводятся такие мероприятия, можно ли посетить?
avatar

guest

  • 25 декабря 2010, 22:44

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир