13 октября смоленские поэты и их друзья собрались в уютном зале старого Камерного театра (проспект Строителей, 18), чтобы окунуться в мир поэзии и познакомиться поближе с Его Величеством
Верлибром.
Ведущая вечера
Ольга Смагина немного рассказала гостям о
верлибре (иначе говоря, о
нерифмованном или
свободном стихе), его особенностях и месте в поэзии и истории, а так же огласила тему творческой встречи – «
Полёт или падение». Это сочетание слов как нельзя лучше отражает суть нерифмованного поэтического текста, а так же сложность в отношениях между автором и плодами его творчества.
Дело в том, что
верлибр – явление неоднозначное, отношение к нему сложное и противоречивое. А все потому, что свободный стих имеет смелость отказаться от самых главных составляющих традиционного стиха – ритма и рифмы. Он делает ставку на другое – полет фантазии, образность и абсолютную искренность, т.е. отсутствие любой фальши и пафоса.
С первого взгляда, писать такие стихи проще простого. Но на самом же деле,
верлибр требует от автора огромного труда и не просто умелого владения словом, а настоящей виртуозности! По этому поводу очень ёмко высказался поэт
Геннадий Нейман:
«Верлибр — это испытание свободой, но отважиться на такое испытание очень непросто, поскольку грань, отделяющая верлибр от простого набора слов и фраз очень тонка, и не переступить эту грань дано не каждому».
Как вы уже поняли, слабость и незрелость для
верлибра – непростительны. Полёт или падение – третьего не дано.
Своё вступительное слово
Ольга Смагина так же украсила примерами верлибров, написанных классиками: Сумароковым, Блоком, Гумилевым. Не забыла и о поэте
Орлицком, нашем современнике, стараниями которого в России проводятся фестивали, посвященные свободному стиху.
Вообще, в нашей стране верлибр долгое время оставался в тени и начал развиваться позже, чем в других странах. Гости вечера отправились в верлибристическое турне по таким странам, как
Англия, Ирландия, Франция, Италия, Германия, Польша. Приятно было то, что большинство стихотворений читались и в оригинале, и в переводе. Незнание некоторых языков не играло большой роли – иностранная речь завораживала и придавала вечеру приятную атмосферу таинственности.
Нарушил эту атмосферу, легко и безболезненно, смоленский поэт
Семен Пегов. Он вышел на сцену с книжкой в оранжево-черном переплете, по которому легко узнать серию
«Альтернатива», включающую произведения в основном
контр-литературной направленности. Семён прочитал несколько нерифмованных стихотворений американца
Чарльза Буковски, которого смело назвал «самым гениальным поэтом-верлибристом». Стихи о пьянстве и драках, наполненные шутливой житейской мудростью.
Во второй части вечера мы услышали замечательные свободные стихи русских, и в частности смоленских поэтов.
Очаровательные верлибры
Ольги Смагиной прозвучали не только из её собственных уст, но и в исполнении актрисы Камерного театра. Особенно меня впечатлило стихотворение «Фрида», которое содержало на очень интимное, очень женское, очень трогательное обращение лирической героини к мексиканской художнице, полное любви и восхищения. Настоящий крик души.
Алексей Фроленков предоставил нам на суд несколько своих алкоголистических верлибров, которые, по своему признанию, он пишет с помощью творческого метода «выпил-оторвался-написал».
Леонид Кузьмин своей поэзией возвратил нас к серьезным темам. Гости погрузились в философские размышления о быстротечности времени, о важности каждого принимаемого решения, о влиянии времен года на душевное состояние не только отдельной личности, но и всего человечества и даже планеты. И как поэт, и как человек Леонид Алексеевич обладает какой-то особенной харизмой и энергетикой, поэтому, несмотря на серьезность верлибров, невозможно было устоять перед его обаянием.
Дмитрий Смагин заявил, что к свободному стиху относится с осторожностью, и даже с некоторой долей негатива, и всё же познакомил нас с творчеством разноплановых русских поэтов-верлибристов:
Леонида Шваба, Виталия Пуханова, Андрея Чемоданова, Сергея Круглова.
«На закуску»
Семен Пегов преподнёс гостям вечера свой единственный верлибр, написанный в ироничной и даже ёрнической манере с провокационным названием «Я – самый лучший поэт». Стихотворение как будто шутливо издевается само над собой, над своей формой и явно выдаёт несерьезное отношение автора к верлибру. Но сам Семен признался, что в тот вечер пересмотрел свое отношение к нерифмованному стиху и во многом благодаря верлибрам
Леонида Кузьмина.
Творческую атмосферу вечера поддерживала группа
«Летучий корабль». Ребята играют удивительную музыку – приятную, ласкающую и вместе с тем немного тревожную, обволакивающую и проникающую глубоко внутрь, заполняющую теплом все уголки сознания. В самом начале встречи они задали правильное настроение, расположили к поэзии, в середине помогли гостям расслабиться, отдохнуть от обилия информации, а в конце красиво завершили творческий вечер.
Поэтическая встреча оставила только самые положительные впечатления. Все настолько гармонично слилось воедино – и приглушенный свет в зале, и его оформление (фоторяд Натальи Ефименковой), и волшебная музыка, и прекрасная подборка стихотворений, и зрители, слушавшие их, затаив дыхание. Здорово, если такие мероприятия будут проводиться чаще.
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернутьguest
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.