В Смоленске прошел
II фестиваль-форум самодеятельных молодежных театров «Открытая кулиса». На целых два дня Дом культуры профсоюзов превратился в дом родной для десяти детских и молодежных театральных трупп. Причем участникам фестиваля довелось не только подняться на подмостки, но и «примерить» на себя роли зрителей и рецензентов.
Еще в прошлом году СМИ объявили фестиваль
международным, ведь на сцене ДК выступали гости не только из других городов, но и стран. «Открытая кулиса-2010" сделала еще один шаг к закреплению за собой этого серьезного статуса: на этот раз иностранцы были не только среди актеров, но и в жюри. Точнее это был один иностранец, но зато какой, — невероятно обаятельный
актер и театральный педагог из Франции Филипп Тиббаль. В перерывах между постановками, он с большим интересом общался с коллективами, делился идеями, собственным актерским опытом, а также неподражаемым французским шармом при помощи жестов, улыбок и переводчика.
Живое общение не прекращалось и в кругу самих участников. Ребята прекрасно ладили друг с другом, ведь то, что объединяет их, а именно любовь к театральной игре, не имеет географических границ. Десногорск, Воронеж, Минск, Гагарин, Сафоново, Дорогобуж, Москва – да какая разница, откуда вы, если весь мир для вас — театр, как завещал великий драматург. В этом мире действуют такие же законы, как и в обыкновенной жизни: то ты действующее лицо со своими судьбоносными репликами, способными изменить ход событий, то сторонний наблюдатель, сопереживающий издалека.
Новый коллектив – новая история на сцене. В рамках фестиваля было сыграно
десять таких историй. Ни одна из них не напоминала другую, в этом-то и была вся прелесть. Некоторые обратились к широко известным произведениям. Например,
Детский театр-студия «Акцент» из Дорогобужа поставили неустаревающую комедию Л. Филатова
«Про Федота стрельца», а
Студенческий театр Воронежского государственного университета во главе с режиссером О. Ласуковым совершенно в особенной манере обыграли сказку Е. Шварца
«Принцесса и свинопас», добавив туда множество веселых шуток.
Детской театральной студии «Гном» из Десногорска под руководством режиссера Д. Макаровой удалось оживить на сцене всеми любимые ироничные
рассказы А.П. Чехова, наблюдать их театральные зарисовки было все равно, что перелистывать страницы книги и рассматривать объемные картинки. Ребята сохранили даже авторскую речь, недаром их постановка называлась
«Читаем Чехова». Не раз на «Открытой кулисе» была затронута школьная тема. Абсолютный контраст составили драма А. Богачевой
«Учиться, учиться, учиться…» (
Народный коллектив Молодежный Экспериментальный Театр «Этюд», режиссер — В. Коробков, г. Сафоново) и комедия В. Ольшанского
«Удивительный Горюхин, или голос из шкафа» (
Детская образцовая театральная студия ГНДТ, режиссер М. Орехов, г. Гагарин). Если героя комедии Ольшанского — Матвея больше всего на свете волнует неуспеваемость в школе и связанные с ней упреки родителей, то переживания героев драмы «Учиться, учиться, учиться…» намного серьезней. Этим взрослым детям сигареты заменили леденцы, алкоголь – молочные коктейли, они сами рожают детей, но остаются такими же легкомысленными и беспомощными. Они давно мечтали о том, чтобы побыстрей распрощаться со школой, но оказавшись за ее пределами, мечтают вернуться обратно, потому что понимают — учиться придется и дальше, вот только теперь за неправильное решение двойкой в журнале не отделаешься. Действие спектакля развивалось в соответствующей атмосфере: полумрак символизировал страх будущего. Падающий снег и сюрреалистическое дерево из труб смотрелись очень эффектно.
Спектакли шли с небольшими перерывами, фактически в режиме нон-стоп. 29 октября было показано три постановки, а остальные семь – во второй день фестиваля. Неудивительно, что пока «Открытая кулиса» представляет собой мероприятие «для своих», то есть для людей, в некотором смысле, «больных театром». Это не означает, что для обывателей кулисы закрыты, были пригласительные билеты и афиши в СМИ. Вот только большого числа желающих посмотреть несколько спектаклей в один день не нашлось. Для такой усидчивости надо иметь с театром особые отношения. С другой стороны, можем ведь мы пялиться в телевизор сутки напролет? Жизнь на сцене рождается в реальном времени и прямо на ваших глазах, актеры переживают настоящие эмоции, которые и вы, будучи человеком не черствым, чувствуете тоже. Игра света, музыка, декорации – это особый мир, который затягивает, позволяет стать частью себя. Ну разве способен мигающий экран вашего ТВ на такие спецэффекты?
Хотя все же семь спектаклей это многовато, особенно для жюри, членам которого очень важно сохранить ясность ума и остроту восприятия, а не приобрести кашу в голове. Поэтому в будущем планируется либо увеличить число фестивальных дней, либо уменьшить количество участников. На мой взгляд, первое предпочтительнее.
Раз уж зашел разговор о жюри, то никак нельзя не отметить его беспрекословной авторитетности. Людей подбирали таким образом, чтобы конкурсные работы юных дарований были оценены со всех сторон. В «звездный» состав вошли два профессиональных актера – ведущий мастер сцены и режиссер-постановщик Смоленского драматического театра им. А.С.Грибоедова
Олег Кузьмищев, а также вышеупомянутый гость из Франции Филипп Тиббаль. Компанию им составили журналист, театральный критик и член Союза театральных деятелей России
Светлана Романенко, театральный художник, художник-постановщик Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова, заслуженный художник РФ
Николай Агафонов, театровед, доцент кафедры менеджмента Смоленского государственного института искусств
Юрий Бабин. В общем, личности небезызвестные. Чтобы видеть с какой теплотой они относились к непрофессиональным актерам, нужно было присутствовать на обсуждениях.
Студенческий театр «Miracle», который стоял у истоков фестиваля, и его художественный руководитель
Елена Курьянова на «Открытой кулисе-2010» планировали занять лишь скромную роль организаторов, но не тут-то было:
Елена Курьянова: «Мы не собирались выставляться на этом фестивале, потому что выступали в роли организаторов. Это и физически и психологически очень тяжело, ведь нужно думать о других коллективах, а не о себе. Свой театр, подготовка к спектаклю забирает очень много энергии, и растрачиваться просто так не хотелось. Но когда мы узнали, что московский актерский факультет не сможет приехать к нам, чтобы выступить вне конкурса, стало ясно, что нужно участвовать нам, нужно показать спектакль, проверенный временем и другими фестивалями. И я думаю, что выступали мы на хорошем уровне, можно гордиться номинациями, которые нам присудило жюри, а приз зрительских симпатий, который мы получаем второй год подряд, тоже о многом говорит, это очень важно для нас».
«Проверенным временем» спектаклем был трагифарс С.Мрожека
«Серенада». Помимо приза зрительских симпатий в виде забавного плюшевого ежа, он принес театру «Miracle» призы «За лучшую мужскую роль» (Андрей Курганов) и «За лучшую режиссуру». Но главная номинация, а именно «Лучший спектакль» досталась
шоу-театру «Сенсация» из Москвы за постановку драматической баллады А. Дударева
«Не покидай меня». Кроме этого москвичи получили приз «За лучший театральный ансамбль». Очевидно, что придти к окончательному решению относительно распределения наград судьям было не так уж легко, так как обсуждение задержалось почти на час. Почетными грамотами отметили фантастическую сценографию сафоновского «Этюда», а также сценическое обаяние девушки, исполнившей главную роль в поставленной ими драме «Учиться, учиться, учиться…». Также не забыли и про сценическое обаяние «Матвея» из комедии «Удивительный Горюхин, или голос из шкафа». Необычная номинация «За театр в театре» досталась
смоленскому Молодежному театру-студии «Пирамида». «Лучшей премьерой на фестивале» стала комедия А. Милна
«Некто в котелке», поставленная
минским филиалом Московского театра-школы ОБРАЗ» (режиссер – Е. Молчан).
Спектакли сыграны, награды получены и пришло время опустить занавес под дружные аплодисменты и крики «Браво!», потому что «Открытая кулиса» №2 в целом удалась. Очевидно, что интерес к фестивалю растет, а значит вполне возможно, что через год в ДК «Профсоюзов» не останется ни одного свободного места.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.