«Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, Ты меня никогда не забудешь, Ты меня никогда не увидишь», — легендарную
«Юнону и Авось» давала на смоленской сцене
4 марта труппа
минского музыкального театра. Трагическая история любви графа Резанова и прекрасной Кончиты дважды за вечер собрала полный зал в драмтеатре им. Грибоедова.
Смоленские гастроли Белорусского государственного академического музыкального театра открыла оперетта
«Летучая мышь». Далее, согласно афише, азербайджанская музыкальная комедия
«Аршин мал алан» и ревю
«Однажды в Чикаго» — вариация на тему «В джазе только девушки». Завершилась гастрольная программа балетами
«Кармен Сюита» и
«Щелкунчик».
Представленную смоленскому зрителю в самый разгар гастролей минскую постановку культовой рок-оперы
«Юнона и Авось» — один из самых громких спектаклей БГАМТ — некогда «благословил» сам композитор
Алексей Рыбников. Конечно, этот спектакль отличается от классической «ленкомовской» версии — той самой, с Караченцовым в роли графа-путешественника, уже хотя бы по факту того, что «Ленком» — театр драматический, со своими «законами жанра», а БГАМТовская постановка – это скорее мюзикл, решение именно в духе театра музыкального.
Нужно ли напоминать, что эта грустная история о несбывшихся надеждах основана на реальных событиях? А вот о смоленских корнях прототипа главного героя рок-оперы сказать будет не лишним – предки Николая Петровича Резанова из небогатых дворян Смоленской губернии. А еще 1-ого марта была очередная годовщина смерти графа. В свете всего перечисленного смоленский показ легендарной рок-оперы достаточно символичен.
Действие захватывает практически мгновенно: под погребальный звон колокола на сцене бьется юродивый, плакальщицы в белом идут к нему прямо через зрительный зал, звучат слова молитвы. Отпевание. На сцену выносят гроб, отец Ювеналий идет за ним с кадилом. Первые ряды улавливают запах ладана – кадило оказалось не очень-то бутафорским. Этот церковный запах застаёт врасплох, даже шокирует. Эффект присутствия сработал.
Следующий «культурный шок» – партия Богоматери: высокая, чистая, звенящая. Таким, наверное, и должен быть момент откровения – благословение на опасную авантюру.
Вместо флейты подымем флягу,
Чтобы смелее жилось,
Под Российским крестовым флагом
И девизом «АВОСЬ»!
«Песня моряков» получилась классной – разухабистой, бравой, по-моряцки задорной. Андреевский флаг гордо реял над импровизированной палубой и бутафорскими мачтами.
Наконец – Америка, долгожданный берег гишпанской колонии достигнут! «Благословен Калифорнийский край!» Посла встречают прекрасные матроны и сам губернатор Хосе Дарио Аргуэльо. Добро пожаловать на бал, камергер Резанов, знакомьтесь – Кончита…
Белый шиповник, дикий шиповник
Краше садовых роз,
Белую ветку юный любовник
Графской жене принес.
Еще один знаменитый романс из рок-оперы, под который сорокалетний камергер кружит свою юную Кончиту. Белорусский Резанов молод, но убедителен. Кончита — свежа и прекрасна. Ее жених – ревнивый Федерико –получился этаким тореадором, в красном плаще и со шпагой, поверженным в дуэли с русским «быком».
В спектакле непонятно – где хор, а где – балет, артисты отлично совмещают первое со вторым. Сценография нравится: декораций не много, но они совершенно уместны и органично дополняют действо; костюмы пусть не роскошны, но выглядят качественно; красивый свет и загадочная дымка, туманом окутывающая влюбленную пару или стелящаяся облаком вокруг фигуры Богоматери, — все работает на зрителя, заставляет включиться фантазию, запустить загадочный механизм катарсиса.
Сюжет, уже ставший классическим, неумолимо движется к трагическому финалу – отплытию Резанова после скорой помолвки:
Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни,
Возвращаться — плохая примета,
Я тебя никогда не увижу.
Любовники расстаются, и разлуке этой суждено стать вечной. Граф Резанов и его «Авось» возвращаются в Россию. Но даже смерть героя не способна поставить точку: еще тридцать пять лет будет ждать Кончита возвращения своего графа. Но это уже – «за кадром».
Спектакль завершает все тот же колокольный звон – кольцевая композиция, некий сакральный круг пройден. По ком звонит колокол? По любви – прекрасной и трагической. Ведь вся история, правдиво рассказанная нам минскими актерами, была именно об этом.
Аллилуйя возлюбленной паре
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали —
Аллилуйя любви, Аллилуйя!
«Возвращаться – плохая примета» — это точно не про гастроли белорусского театра. Надеемся, минские музыкальные «академики» непременно привезут «Юнону и Авось» в Смоленск еще раз, а вместе с ней и другие не менее замечательные постановки.
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернутьguest
mushroommouse
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.