Ансамбль Прёт: арт-джаз в «А-клубе»

Сложносочинённым коктейлем из джаза, арт-рока, поп-музыки, минимализма, даба и драм-н-бейса угостил «А-клуб» смоленских любителей качественной необычной музыки 13 марта. Столь несовместимые на первый взгляд ингридиенты составляют основу саунда московской группы, скромно именующей себя Ансамбль Прёт.

(фото Марии Николаевой)

Рискованная задумка, грозящая обернуться в неумелом исполнении претенциозной пустышкой, с лёгкой подачи участников группы – интеллектуалов и эстетов, вылилась в самобытный ни на что не похожий проект, симбиоз стилей и эпох, захватывающий с первых аккордов, накрывающий с головой и не отпускающий до последней ноты. Костяк группы — певица, композитор и пианистка Наталья Блинова и барабанщик Петр Талалай, выпускники РАМ им.Гнесиных, на заре основания коллектива существующие в качестве импровизационного дуэта, к которому позже присоединились контрабасист Марк Гайдар и пианист Роман Глазков — сейчас его сменил Григорий Сандомирский. Любители джаза могут вспомнить «Смоленский проект» образца 2004 года, в котором Наталья Блинова и Пётр Талалай принимали участие в составе Секстета Алексея Чернакова. Уже тогда музыканты эксперементировали с жанром, который можно обозначить, как «третье теченье джаза», эти опыты и заложили основу для будущего звучания Ансамбля Прёт.

В Смоленске музыканты представили как более ранние свои творения, так и новую программу под символичным названием «Будущее», незримо разделив концерт на два отделения. Обложкой для альбома, презентация которого официально ещё не состоялась, но который уже можно было приобрести на концерте, стала работа шведского фотографа Леннара Нильсона, изображающая эмбрион, трогательная неприкрытая метафора будущего, одновременно зыбкого и многогранного.

Ваша музыка в записи, на альбоме и вживую сильно различается? Много место в концертном исполнении вы уделяете импровизации? – вопрос адресован Наталье Блиновой, харизматичной вокалистке Ансамбля Прёт

Наши выступления мало чем отличаются от того, что мы пишем в студии. Мы почти не используем никаких наложений и почти не используем монтаж. Мы стараемся всё отрепетировать и сыграть хорошо, чтобы иметь больше времени на дополнительные дубли. Это пришло к нам постепенно, с опытом. Вот уже почти 10 лет, на протяжении которых мы превращаемся из детей во взрослых музыкантов, мы пишемся в учебной студии РАМ им. Гнесиных. Там на одну сессию дают 4 часа записи. Пишут нас студенты. Расставляют инструменты, ставят микрофоны, настраивают звук, на это тратится основная часть студийного времени (а оно для студенческих записей бесплатно в принципе), и поэтому на саму запись остаётся хорошо если 1,5 часа! Поэтому, чтобы иметь возможность записать побольше материала, надо быть как можно лучше готовыми к записи. Часто студенты зовут на свободное время в студии других студентов, которые в это время случайно оказались в коридоре, в основном джазовиков, у которых классы напротив. Они зачастую не готовы и пишут импровизации, которые ничем чаще всего не оправданы; просто играют стандарты, не задумываясь о конечном результате. Это чаще всего; есть конечно и подготовленные составы. Сначала и мы тоже похожим образом экспериментировали в разных составах и стилях, но быстро пришли к тому, что время дороже всего.
К тому времени когда мы стали писать свой первый альбом мы чётко знали сколько нам надо времени и на что. Поэтому запись звучит почти так же, как на концерте.
Отличия есть вот такие: это вокальное многоголосие (с которым ребята сейчас учатся справляться, пока на репетициях), это места, где положено быть соло-импровизации. Некоторые элементы соло, а иногда и целые части, не просто выучены, а выписаны на ноты, как и большинство всего что мы играем. Это касается особенно фортепиано.



Ещё на концерте мы имеем возможность играть иначе коды в некоторых пьесах, мы можем поиграть какой-то кусок грува подольше, но чаще всего он тоже чётко продуман и логически выстроен. Не зря же репетиции делаются! Мы стараемся, чтобы музыканты имели возможность импровизации на сцене, но там, где для неё выделяется место. Мы знаем, что здесь импровизация контрабаса, здесь рояля, вокала или барабанов. Мы всё время думаем о том, как бы так сделать, чтобы сыграть всё, что хочется, но чтобы слушателю этого казалось мало, чтобы хотелось ещё!

В творческой копилке группы не только оригинальные композиции, от и до созданные Натальей, но и разнообразные каверы, переосмысленные и пропущенные через призму индивидуального звучания ансамбля.
Как вы выбираете композиции для кавер-версий и что определяет их будущее звучание?

Определённого принципа отбора песен нет. Но у каждого произведения, которое мы исполняем, есть своя небольшая история. «Teardrop» «Massive Attack» — это старая песня, которую я узнала ещё в 2001 году когда писала музыку и пела в группе «Кали-Юга». Мы в ней играли свою музыку, но у нас был список песен, которые мы хотели исполнить. Список был большой, от «Beatles» до Эрика Клэптона. В «Кали-Юге» мы так и не сыграли «Teardrop», впрочем мы вообще ни одной кавер-версии не сделали. А в Ансамбле Прёт работа над нею продолжается до сих пор, мы постоянно ищем разные недочёты и пытаемся что-то усовершенствовать и в игре, и в идее.
Вообще, каверы, которые мы играем, я бы не называла уже каверами, это не попытка спеть узнаваемую песню при помощи нашего ансамбля, а это именно песни, которые мы пропускаем через себя. Наша задача играть их так хорошо, как будто это мы её сочинили. Выбираются те песни, посредством которых мне и ребятам есть что сказать.
Песня «I Don't Know How To Love Him» из мюзикла «Jesus Christ Superstar» была мною изучена в 2001 году, в те времена, когда я работала в Театре Высшей Школы Экономики в Москве. Спустя несколько лет, просто перебирая ноты, я её увидела и поняла: вот через эту песню я могу выразить настоящую любовь, силу любви и нежности. Вот так появилась она в нашем репертуаре.
Песня «Tomorrow» из детского мюзикла «Annie» — это песня про детскую душу, про то, что дети чувствуют, о надежде… Я услышала в песню в первом мюзикле, и в первом исполнении Andrea McArdlе. Песня меня очаровала, и через некоторое время я уже не могла мыслить нашу программу без этой песни и интерпретировала её так, как будто бы это я была той маленькой девочкой, которая оказалась в 1977 году.
Это те каверы, которые сейчас звучат у нас. В планах есть композиция «Pink Floyd» «Great Gig In The Sky».

Отдельно нужно сказать о джазовом стандарте «The Peacocks». Мы исполняем её на русском языке совсем недавно. Идея заключается не просто в исполнении джаза на русском языке — большинство джазовых композиций мы играем на родном языке — а в желании рассказать именно этот красивейший текст на русском. Английский вариант текста было невероятно сложно найти, потому-что песня с текстом имеет другое название, «A Timeless Place». Текст мне любезно предоставил его автор, английская певица Норма Уинстон. Позже одна из моих студенток Матвеенко Нина и наш барабанщик Пётр Талалай сделали 2 независимых перевода в стихах. Мне они понравились, но требовали литературной доработки, что я и сделала, взяв лучшее из этих двух вариантов. Такова история этого красивого текста, который мы теперь поём с особой любовью, и к русскому слову в том числе.


(фото Марии Николаевой)
Сказать, что музыка Ансамбля Прёт завораживает, значит не сказать ничего. Вихрь сменяющих друг друга стилей, богатство звуковых красок и интонаций – а теперь добавьте к этому глубокий насыщенный женский вокал и смелые аранжировки, и вы представите, что такое футуристический джаз. Где музыканты черпают вдохновение? Слово Наталье Блиновой.

Вдохновение приходит из жизни, разных событий в ней, из того что ты чувствуешь, из книг -это очень важно! — которые читаешь, из занятий музыкой, репетиций. Иногда в метро пишу партию, сочиняю, иногда просто в момент занятий работаю. А частенько (как грув для песни "Два Крыла"), прямо на репетиции: все чай попить, перерыв — а у меня вдруг идея. Сижу, пишу её карандашиком на бумагу. Вот оно вдохновение, но его одного мало! Важно научиться, поймав его, привязать к себе и что-то написать, довести работу до конца, а это непросто, этому надо учиться; и я учусь этому постоянно.

Фото Марии Николаевой и из архива Ансамбля Прёт
  • +5
  • 23 марта 2011, 18:47
  • linaD

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Спасибо за хорошую статью! Нам было очень приятно играть в Смоленске! Спасибо!
;)
avatar

guest

  • 25 марта 2011, 01:44

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир