Пресловутая фраза наиболее зловредных школьных учителей «Это что за самодеятельность?» теряет свою отрицательную коннотацию, если речь идёт о III фестивале-форуме самодеятельных молодежных театров «Открытая кулиса».
Два дня подряд смоленская театральная тусовка, во главе с художественным руководителем молодежного театра «Миракль» Еленой Курьяновой, а также актёром и режиссером драмтеатра Олегом Кузьмищевым, принимала в стенах ДК Профсоюзов гостей и коллег по сцене. Среди них – коллективы из Москвы, Петрозаводска, Сафоново, Десногорска. Особо выделялась «группа туристов», активно тарабанящих на немецком – в этом году фестиваль посетила труппа из Хагена. Но обо всём по порядку.
Первый день фестиваля увидел три спектакля: сложную и тяжелую по своему содержанию «Пробку» смоленской студии «Диалог», выдержанный в традициях старых советских комедий «Кто-то должен уйти» (экспериментальный театр «Этюд», г. Сафоново) и футуристические «Марсианские хроники» по Рэю Брэдбери («Первый курс», г. Воронеж). Впечатления от открытия фестиваля остались неоднозначными: между соревнующимися командами ясно виделась пропасть – пропасть между профессионализмом одних и реальной самодеятельностью других. «Как же они судить-то будут? Как сравнить дар Божий с яичницей?» — вертелось в голове.
С такими мыслями прихожу на следующий день – он обещал быть веселым. В программе одни комедии. «И то славно» — подумала я.
Однако комедии, что показали на сцене, не те, что крутят по всем развлекательным каналам после девяти, слава Богу. Например, «Диалоги из клетки», которые показал московский шоу-театр «Сенсация», таил под названием жанра глубокомысленное содержание, заставил-таки сопереживать героям в лучших традициях театра. Один из немногих, кстати, во всей конкурсной программе. А какие-то спектакли и вовсе пронеслись, как и не бывало – не смешно, не грустно, не интересно. И снова та же мысль: «Ну как их можно сравнивать?!».
Безусловно, самым интригующим и ожидаемым было выступление немецких гостей. Они выступили с постановкой Г. Гофманна и Х. Беллока «Struwwelpeter» (что по-русски звучит как «Степка-растепка»). Ребятам пришлось удвоить усилия, ведь меньше половины зала (это уж точно), понимало, о чем они говорят (весь текст на немецком). И смогли-таки! Получили же в итоге «Приз зрительских симпатий» (если, конечно, смоляне просто не решили проявить таким образом свое гостеприимство).
С десертом организаторы не прогадали. Самым последним по списку (и самым первым в моём личном рейтинге) спектаклем стали «Средневековые фарсы» смоленского «Миракля». Тонко выдержанный стиль постановки, действительно смешные шутки, умопомрачительные образы – прямо в яблочко! Так как эта студия была некоммерческим партнером в организации фестиваля, глупо было бы им (то есть самим себе) давать награды. Но главную награду – такую реакцию зрителя, на которую рассчитан спектакль, они получили в полной мере.
Каждый день в рамках фестиваля проводился форум, на котором жюри, зрители и сами конкурсанты обсуждали постановки, делали комплименты, замечания, хвалили, ругали. Плюс ко всему, проводились мастер-классы для актеров разных студий.
Результаты фестиваля многих удивили. Лучшим спектаклем, по мнению жюри стала «Пробка» в постановке В. Зимина. Лучшим ансамблем был признан «Гном» из Десногорска – эти ребята (студия детская) активнее всех поддерживали своих, будто бы спортивные фанаты или болельщики КВН. Награда в номинации «Лучшая режиссура» улетела в Германию.
Фестиваль в 2011-ом – уже тритий по счету. По признанию С.А. Картошкина, мало кто верил в возможность существования такого проекта. Действительно, немало людей в нашей стране считают театр – вымирающим видом искусства именно потому, что им не интересуются молодые люди.
Но фестиваль доказал, что предрассудки остались надуманными.
фото: Максим Ковалев
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.