Этот материал не что иное, как попытка заглянуть в чужую повседневность, желание увидеть, как живут по-другому. Передо мной не было задачи проводить границы между мирами слышащих и глухих или поднимать тему социального неравенства. Меня подкреплял лишь простой человеческий интерес.
Дом культуры глухих на улице Урицкого. Здание облеплено вывесками: магазин продуктов, кафе, бюро ритуальных услуг и пивная.
Директора, Галину Александровну Духанову, я застаю в концертном зале на репетиции вокально-танцевального коллектива.
-Мы с ребятами завтра уезжаем в Калининград на международный фестиваль, объясняет, она. Прогоняем номер в последний раз.
На сцене три девушки в русских народных платьях весело танцуют и поют. Поют — значит жестикулируют. Далее сольный номер. Звучит фонограмма, исполнительница Вера с глубоким чувством повторяет слова песни и сопровождает их жестами.
-На подготовку получасового номера ушло четыре месяца, нашептывает мне Галина Александровна. Ребята двигаются под счет, когда танцуют. У нас из четверых, только Аня слышащая.
Номер пантомимы. На сцене появляется молодой человек в салатовом фраке, он садится на стул посреди сцены и под музыку Шопена начинает играть на невидимом пианино.
-А это Сережа, ему уже почти 30 лет, а мы все еще ищем для него жену, это не так просто, потому что он очень придирчивый.
После репетиции мы оказываемся в кабинете Галины Александровны. Первое, что бросается в глаза – стены, увешанные дипломами и грамотами о призовых местах во всевозможных конкурсах мира глухих.
-Вот верхние грамоты, это наши ребята ездили в Стамбул. Последний диплом первой степени у нас получила Римма Митникова на конкурсе жестовой песни в Нижнем Новгороде.
Мы в течение года всегда на конкурсы ездим. В октябре нас пригласили в Тверь, в ноябре Римма едет со своим номером, так как она победительница, на всероссийский конкурс в Уфу.
В начале октября мы проводим фестиваль жестовой песни у нас в доме культуры, он будет проходить в один день со спартакиадой среди глухих. А в конце такой же фестиваль среди школьников проведем.
Немного замявшись, Галина Александровна тяжело вздыхает и продолжает говорить.
-Работать, конечно, очень трудно, потому что ни руководитель по жестовому пению, ни хореограф зарплаты не получают. В этом году мы выиграли гранд из области, финансирование в размере 450 000 рублей.
Нам предоставило субсидии главное управление политики информационной и общественной связи смоленской области. Так по плану финансирования руководители копейки получают-2000. Галина Александровна перелистывает большую синюю папку с бумагами и показывает мне, как по плану должны распределяться полученные деньги.
-Получается, что без гранда вы работаете по собственной инициативе?
-Да. Мы являемся общественной организацией, нас никто не финансирует. Живем за счет своих средств, которые получаем от аренды помещений.
-А откуда активистов набираете?
— Это ученики школы для глухих в Смоленске и Рославле.
Конечно, после того, как мы получили гранд, список желающих вести сценическую деятельность значительно увеличился. Мы даже конкурс и опрос среди желающих проводили.
Галина Александровна показывает мне заполненные анкеты. Состав вопросов небольшой, но один вызывает тормозящее недоумение — «какую музыку ты любишь?»
Немного странно спрашивать это у неслышащих, но даже беглого просмотра ответов достаточно, чтобы прикинуть, насколько популярен сегодня реп среди глухих детей.
Галина Александровна продолжает
-В районах не хватает специалистов жестового языка. Мы специально организовываем курсы по обучению преподавателей, но все рано, что бы освоить жестовую речь, надо большую практику иметь.
Бывает, приглашаем специалистов сюда из больших городов. Все школы для глухих собираем из области.
-А как давно Вы этим занимаетесь?
— У меня родители были глухие. Я работаю среди неслышащих около сорока лет.
-С какими сложностями в работе с подопечными сталкиваетесь?
-Сложностей нет. Это обычные люди. Понимаете, кто-то разговаривает на французском языке, кто-то – на армянском, а они разговаривают на языке жестов.
Галина Александровна находит для меня в своем столе журнал для глухих. Этот номер — настоящее достояние, на обложке фотография Риммы, сделанная во время победного выступления в Нижнем.
Девушка с обложки
Римма стесняется, поэтому даже не пытается говорить и сразу переходит на язык жестов. Понять друг друга нам помогает Галина Александровна.
— Сценическая деятельность — это увлечение?
— Я живу тем, что делаю. На конкурсах я вижу другую жизнь и показываю себя. У меня очень много друзей по всей России, благодаря этим поездкам.
-Что оценивают на конкурсах жестового пения?
-Эмоции. Нужно чувствовать и знать, о чем ты поешь. Мне очень нравится песня « Молитва», с которой я победила на конкурсе. Когда я ее прочитала, у меня пробежали мурашки по коже. Я ее прочувствовала.
-А как вы чувствуете музыку?
— По вибрации пола. Некоторые слова улавливаю через слуховой аппарат. Я очень люблю слушать музыку, могу делать это часами со специальными наушниками с усилителем.
Я еще и по телефону разговариваю, но только с бабушкой, потому что ее голос знаю с детства. Знаете, с очень мощным аппаратом могу услышать даже пение птиц — это очень красиво. А вот звуки города очень грубые, они мне совсем не нравятся.
— Не возникает желания жить среди слышащих?
-С глухими мне легче, я с детства с ними общаюсь. Мои родители не слышат. Вы не думайте, мы живем в мире глухих и не скучаем.
-А что для вас главное в жизни?
— В будущем — это семья. Сейчас, это выступления на конкурсах.
Мне совершенно непонятно откуда взялось это разделение на мир слышащих и мир глухих. Правильно ли обособлять одну часть общества от другой? Ведь именно это в итоге ведет к восприятию инвалида, как инвалида. За время общения с ребятами из творческого коллектива ДК я не ощутила особых преград для понимания, большинство из них читают по губам и общаются голосом как совершенно обычные люди.
За время подготовки материала творческий коллектив Дома глухих уже вернулся из Калининграда с международного фестиваля жестовой песни и привез с собой вот этот замечательный кубок.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.