Театр по-смоленски, или закрытие осеннего сезона 2012

Подходит к концу осенний сезон 2012 в Смоленском драматическом театре имени Грибоедова. Эти сценические сентябрь, октябрь и ноябрь были насыщенными, постановки зачатую собирали аншлаги. Но давайте разберемся, что, по сути, представляет собой театральная жизнь нашего города. Корреспондент «Молодежного Смоленска» посетил спектакль «Слишком женатый таксист», чтобы увидеть все своими глазами.


Эту постановку кто только не советует: друзья, родители, преподаватели в университете, директор на работе, смоленские СМИ – и у каждого есть свое, абсолютно индивидуальное мнение по поводу таксиста, его двух жен и той ситуации, что чудесным образом случилась с героями повествования. «Слишком женатый таксист» — это постановка Виктора Чепелева о настоящей действительности, где измена переплетается с законным браком, а гомосексуалисты водят дружбу с соседями снизу. Очень модно и во злобу дня. Даже купленный билет имеет маркировку 16+.

На входе выстроилась длинная очередь, пришедшие обсуждают спектакль:
— Я уже не первый раз хожу. Уж очень смешной этот «Таксист…»
— Да? А я вообще редко в театр заглядываю, но эту постановку мне друзья посоветовали, вот и решила сходить, — отвечает подруге тучная дама с повязанным на шее серым платком.

В зале царит наигранная атмосфера вежливости, которая зарывается в красные сидения и остается там навсегда. «Разрешите пройти»? «Конечно, конечно», — слышится с 15 ряда шарканье ног. Мужчины и женщины, одетые кто во что, ерзают на сидениях, поправляют рукава водолазок, платьев, кардиганов. Возле сцены слышатся голоса детей – это молодая мама взяла с собой на культурный отдых своих малышек.

Свет приглушается, а затем и вовсе выключается, кроваво-красный занавес, оставшийся еще с советских времен, незаметно разъезжается в стороны, ознаменовав начало спектакля. Мы видим все те же простые декорации – ни для кого не секрет, что наш Драмтеатр делает упор не на побрякушки на фоне действия, а на игру актеров – пара дверей, диван, два кресла и два журнальных столика с телефонами.

На сцене появляются герои, которые в непринужденной манере начинают излагать свои реплики. Текст отработан до автоматизма, что решает проблему заиканий и скованности движений. Житейские шутки (так сказать, по-простецки) льются со сцены в огромном количестве, от чего женщины на соседнем ряду заливаются смехом.
— Там одна баба ржала мне прямо на ухо. Какое же бескультурье! Я не выдержу, если так будет продолжаться и весь второй акт, — доносится во время антракта.

Как и полагается, перерыв разделил гостей спектакля на три группы: тех, кто остался покорно сидеть в зале, тех, кто вышел в уборную или покурить, и тех, кто, не задумываясь, направился к буфету купить воды и бутербродов с рыбой. После почти часового смеха разыгрывается аппетит, это да.



Занавес вновь открывается, актеры вновь примеряют свои маски.
— Мне кажется, или играют они как-то не очень, — отзывается бородатый мужчина.
— Да ну, все дело в том, что у нас 14 ряд, — отвечает его спутница.

Второй акт ознаменовался яркой шутовской подложкой. Гости в зале надрывали свои связки и, раскрыв рты, безудержно «гоготали» над несчастьем бедного таксиста, который и гомосексуалистом стать готов, чтобы только ложь его не раскрылась. В корне печальная история стала всеобщим посмешищем. К сожалению или к счастью, но таков этот современный жестокий мир, где люди смеются над горем других, которые и сами не прочь поулыбаться за компанию.



Внезапное окончание постановки, медленное закрытие занавеса – и народ гурьбой повалил вон. Скорее, нужно немедля занять очередь возле гардероба, сдать номерок, получить пальто, выйти из здания театра и напрочь забыть о «Слишком женатом таксисте». Именно такое впечатление производят действие пришедших, которые так старались (поначалу) вести себя прилично, по-светски.

В итоге, мы получаем печальную картину, над которой, может, кто-нибудь да посмеется. Популярный спектакль, который собирает аншлаги, с простецким юмором и банальной развязкой и почтенный зритель, рвущийся в туалет и к гардеробу, толкающийся возле выхода. И они друг друга достойны. К сожалению, Смоленск (как бы ни горько было это признавать) – провинция, и люди, спектакли, разговоры – тоже провинциальные. Может быть, такое стечение обстоятельств и не плохо, но явно не хватает хорошенького такого пинка, чтобы сдвинуть всю эту махину с мертвой точки.

И вместо того, чтобы ехать в Москву или Петербург за духовными и культурными наслаждениями, стоит попробовать возродить эту духовность и культуру здесь, в Смоленске, который так это ждет. Пора признаться самому себе: наш город достоин лучшего.
  • 0
  • 25 ноября 2012, 23:13
  • Jen

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир