Анатомия дизайна

В городском центре Культуры проходит выставка под смелым названием «Анатомия Дизайна». По приемуществу здесь представлены работы молодых художников и мне вдвойне интересно узнать, как смотрят на мир творческие люди моего поколения.

Инсталяции, концептуальные арт-объекты, абстракции — почти все работы метафоричны, если воспринимать их буквально, получается бессмыслица. Шаткая конструкция из проволоки, обмотанная нитками, журавлики бумажные зачем-то… тут краны, провода, хлам из коммунальной квартиры, а гипсовая рука для чего?

Я уже собирался уходить, когда в зал вошла женщина средних лет и стала изучать экспозицию. От одной работы к другой двигалась быстро, было заметно, что она не очень понимает, что значат эти странные конструкции. Вскоре ушла смотреть фотографии в соседнем зале. Там ей, должно быть, больше понравилось. Классический конфликт поколений, который сегодня особенно обострился.
Давайте, впрочем, поговорим о самих «формальных композициях», как указано на афише. Вечные темы — позже.
В основном на выставке представлены не просто образцы красивого и функционального оформления предметов окружающей среды (так определяют дизайн многие профессионалы), а самостоятельные арт-объекты. Их основная цель — выразить видение мира художником, отношение к нему. Поставить диагноз. Большей частью окружающую действительность подвергли острой, едкой критике.
Тематика работ широкая:
Одиночество. Композиция с одноименным названием. Человечек, сплетеннный из проволоки, замкнут в бесконечный круг черных, непреодолимо высоких стен.
Беспощадный, убивающей бег времени. Инсталяция "… год" — изношенные, ветхие пальто с шарфом и портфель. Когда-то эти вещи были совсем новыми, грели владельца, вселяли надежду на лучшее, придавали сил, а теперь превратились в безжизненный гербарий, в немое напоминание — memento mori.
Другая работа — метафора о темпе современной жизни, в котором так легко потерять собственное Я. Черное полотно сплошь окленное билетами на общественный транспорт, по середине ткань разорвана и в этом разрыве, сквозь время, зритель видит самого себя в зеркало.
Конфликт современной цивилизации и человека. В нашей жизни все больше преобладают функции, механизмы, числа, математические формулы. Железо и бетон. Технократическая модель мира становится явью. «Как в смирительную рубашку мы природу берём в бетон».
Всё это символично выражается странная на вид композиция. Шаткая конструкция из грубо сваренных между собой железных прутьев. Внизу красный шар, где появляются на свет бумажные журавлики. Они едва успели выпорхнуть оттуда и уже оказались связаны незаметными, но очень прочными нитями с уродливым награмождением железа.
Экология. Рыба, утыканная пустыми бутылками, смотрит на зрителя огромным глазом. Стыдно и неловко становится от этого взгляда. Инсталяция «Пандемия» представляет омерзительную, безобразную руку из полиэтилена, которая пытается накрыть собой весьмир. За ней еще руки, чуть поменьше, но такие же хищные, жестокие.

Слишком мрачное и суровое описание получается, пора остановится, пожалуй. Было на выставке много работ и совсем иного плана — светлых, позитивных, жизнерадостных. Чудесные фигурки животных из бумаги, шутливые пародии на известных героев, интерактивная композиция «Сон» с мягкими подушками и приятной музыкой. Очень понравилась аппликации в оформлении книг -теплые, душевные, заметно с каким старанием и любовью люди это придумывали.

Кстати сказать, сами «формальные композиции» тоже были — несколько вариантов оформления витрин. Современно, оригинально. Понравилось. Только в композиции «Лестницы» (макет интерьера) сквозила молчаливая, неуловимая тоска. Но это показалось, верное…
Искусство можно рассматривать как зеркало совести зрителя. Или своего рода солевой раствор, в который мы свою совесть окунаем и все ссадины, язвы на ней начинают саднить. «Входишь море и чувствует сколько на теле царапин, а если бы душу в него опустить...». Авторы приготовили очень едкий раствор, как я упоминал раньше. И выставка не зря называется «Анатомия дизайн». Здесь наша жизнь, каждый из нас показан правдиво, без стыдливости и прикрас, с медицинской, анатомической точностью. Художники выполнили свою задачу — поставили диагноз. А лечить себя мы должны сами. Больше просто некому.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир