Реальная нереальность

"- Я ей нужна только чтобы включить компьютер. Остальное время она мать просто не замечает."
До начала спектакля несколько минут. Я случайно услышал разговор двух подруг, одна рассказывала другой про свою дочь. Неожиданно мимолетная фраза показалась очень важной. Идея написать про уход молодежи в виртуальный мир уже была, но представлялась надуманной, незначительной. И вдруг сама реальность подсказывает. Значит проблема есть. Или услышанное только отголосок моих мыслей? Попробуем разобраться.
Молодые люди проводят в Интернете очень много времени. Для них это часть жизни, а не просто развлечение. В виртуальном пространстве действуют свои законы, там у каждого собственный, индивидуальный мир. Для одного — трибуна, для другого — тихая гавань. Гарантированная анонимность и невиданная свобода слова. Немудрено увлечься, верно? Да, действительно, многим нравится.
Интернет культивирует индивидуализм как ни что другое. Подталкивает человека к эгоцентричному восприятию, ведь мир виртуальности крутится вокруг пользователя, его желаний и интересов. Или такое отношения к окружающей реальности в природе человека, и сейчас у каждого появилась возможность реализовать свои стремления? Мне сложно судить непредвзято — объективность означает взгляд со стороны, с некоторой дистанции, а я вижу ситуацию изнутри все же. Поинтересуемся у старшего поколения, что думают они о «детях цифровой эпохи».
Чтобы детально рассмотреть один конфликт (реальность — виртуальность, индивидуальное- коллективное) обратимся к участникам другого. Негласного, необъявленного. Два начала, которые всегда противостояли друг другу, оставаясь одновременно частью целого, — физики и лирики, технари и гуманитарии. И второй важный момент — люди, с которыми я решил поговорить, родились в Советском союзе. Когда им было 20 в стране господствовала иная идеология, иное мировозрение. Цельная, сложившаяся реальность. А потом прежний мир рухнул. Люди оказались иностранцами в собственной стране. Кто как ни они сможет понять поколение, которое тоже переживает внутреннее противоречие между двумя реальностями. Два мира. Две правды.

Дмитрий Сергеевич Букачев, доцент кафедры информатики и математики СмолГУ.

Давайте начнём с самого главного. А если вообще проблема? Может быть, я всё придумал?:
Проблема действительно существует. Но нужно сначала определить, что такое «Интернет». Это всего лишь информационная сеть. И как любой информационный ресурс, она представляет потенциальную опасность для пользователя, который, в силу разных обстоятельств, к встрече с информацией не готов.
Хорошо, проблема все же имеет место. А в чем тогда причины?:
Возможны скажем так… некоторые особенности личности человека. Есть люди, склонные к уходу в себя, дистанцированию от окружающих. Той самой аутичности, о которой вы говорите. Для них жизнь в виртуальном пространстве будет вполне органичной.
Другой вариант возможен, когда пользователи слишком увлекаются взаимодействием с глобальной сетью. Из средства поиска информации для них она превращается в цель.
У подростков вашего поколения Интернета не было. Это делало их общительнее? Мотивировало больше интересоваться жизнью общества?:
Да, пожалуй. Человек — социальное существо, ему необходима коммуникация с другими людьми. Иных возможностей общаться, кроме личной встречи, у нас тогда почти не было. Поэтому и встречались вживую чаще. Человек был вынужден идти на контакт, даже если это было не очень приятно для него. Просто другой альтернативы не было. Сейчас в этом смысле больше свободы.
А как же влияние политической идеологии?
Конечно, это один из факторов. Сегодня его (влияния) почти нет, каждый предоставлен самому себе. Поэтому индивидуальное начало молодежи стало сильнее. Хорошо это или нет, сказать не возьмусь. Думаю стоит принять этот факт, как данность

Матвеенков Денис Владимирович, проректор по социальной и внеучебной работе, кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка.

Как вы считаете, можем ли мы всерьез говорить о уходе современной молодежи в интернет-реальность?:
Как-то среди своих студентов мы проводили неформальный опрос на тему досуга в интернете. Оказалось, что в среднем (подчеркиваю — в среднем) студенты в день от 3 до 6 часов тратят на изучение ресурсов всемирной паутины. Это очень много, на мой взгляд. Не редкость, когда люди целые выходные проводят перед монитором, и это считается нормой.
Хорошо, за компьютером проводят немало времени. Но это еще не означает замкнутости в себе. Как у молодых людей с коммуникабельностью сегодня, по вашим наблюдениям?:
Действительно, изменился формат общения. Но я не скажу, что его стало меньше. Даже наоборот. Когда я учился в институте, мы с одногрупниками обычно виделись только в стенах ВУЗа. После учебы расходились по домам и встретится могли, чаще всего, лишь на следующий день. А сейчас люди постоянно на связи — свободно обмениваются информацией с помощью социальных сетей в любое время. Кстати, популярность социальных сервисов в интернете тоже говорит о многом.
Виртуальность не может (и не должна) заменить настоящую жизнь, но дополнить, я думаю, в состоянии.
А как современная молодежь решает вечную дилему «коллективное — индивидуальное»? Новый формат общения как-то повлиял на это?:
Люди моего поколения более альтруистичны. Для них общественное благо важнее частного. Действуя ради собственной выгоды, они испытывают определенное чувство вины, моральный дискомфорт. А для сегодняшней молодежи такое поведение в порядке вещей, их совесть не мучает. Это скорее влияние воспитания, нежели интернета.
Подростков сегодня часто обвиняют в условности, несерьезности восприятия. Игре в жизнь. Это справедливая критика?:
Раньше самые простые действия — набрать текст на печатной машинке, найти информацию для реферата — требовали усилий. Печатать нужно было аккуратно, без ошибок, иначе приходилось весь лист начинать заново, и такие, казалось бы незначительные обстоятельства, развивали ответственность. А сегодня любую ошибку в виртуальности легко исправить — это расслабляет. К тому же сам мир стал условнее, не зря мы с вами виртуальное пространство обсуждаем. Поэтому восприятие подростков тоже изменилось.
Мне не хочется писать традиционный вывод из сказанного в тексте -пусть у каждого будет возможность сформировать собственное видение вопроса. Нужно только помнить, что реальность меняется и люди тоже становятся другими. Она бесконечно несовершенна, но все же парадоксально притягательна в своём несовершенстве, как человек, которого любишь вопреки всем его недостаткам. И мы с этим человеком можем находиться рядом каждый день, каждую миллисекунду — разве это не прекрас

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Доцент кафедры информатики и математики? Вообще, это важно, потому что кафедра, прежде всего, математики, а потом уже информатики. Хотя не в этом суть. Об описанной проблеме логичнее было бы поговорить с Емельченковым, Федоровым, обоими Кристаллинскими, Самойловой и Мунерманом. По крайней мере, это люди, которые действительно смыслят в информационных технологиях, так как непосредственно приложили к ним свою руку. С тем же Сенчиловым можно было что-то обсуждать. Или с Богдановой. Но вот кто такой Букачев — я даже не слышал о нем за пять лет.

Я не понимаю, в чем смысл говорить с людьми, которые росли в другое время. Именно те люди воспитали тех, кто сейчас точно также пытается приспособиться к эпохе, в которой живет. То, что сейчас дети чаще в интернете сидят, а не гуляют на улице, в том и проблема — все зависит от уровня развития общества.

Сейчас в интернете находится все. Каждая компания, каждая фирма, магазин, школа и т.д. — все заводят свои сайты. Из интернета быстрее всего и проще всего узнать, как работает та, или иная организация. Все остальное — игры, соц.сети и т.д. — всего лишь издержки производства.

В общем, если раньше ругали молодежь за то, что те шлялись по улицам, пили и курили в подворотнях, сейчас ругают за то, что из дома не вылазят и сидят в интернете. В общем, следующее поколение мы же будем ругать за еще что-то ) Короче, так и должно быть. Меняются приоритеты, но с небольшой натяжкой все одно и то же.
avatar

Lord_Wolf

  • 23 февраля 2013, 16:14
+
0
Автор данной заметки не с физмата, а с управления, с такими корифеями, как Емельченков и Мунерман, не знаком, поэтому и обратился на ту кафедру, с которой имел дело в процессе своего обучения, на ней и трудится доцент Букачев. На ошибку в названии кафедры закроем глаза. Нет четкого направления дискуссии, автор, скорее, хотел привлечь внимание к рассматриваемому вопросу, а не провести исследование. В таком случае вопросы гораздо важнее ответов. Следовательно, совершенно неважно, кому было их (вопросы) задавать. Главное - задать :)
avatar

guest

  • 20 марта 2013, 00:31
+
0
автор, скорее, хотел привлечь внимание к рассматриваемому вопросу, а не провести исследование
Ничего не могу сказать за автора, но! Мне напоминает один пикет — человек, по ходу, хотел обратить внимание на себя, а не на проблему, за которую как бы вышел бороться, не зная ничего о ней. Что касается поста, я тогда смысла не вижу в обращении внимания на проблему. По ходу, просто надо было (скорее всего) по работе =)
avatar

Lord_Wolf

  • 20 марта 2013, 01:12
комментарий был удален


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир