Зачем все стало «по-другому»?



В Смоленском драмтеатре имени Грибоедова – премьера. Спектакль по мотивам пьесы Светланы Баженовой «Все по-другому теперь» предварил открытие международного фестиваля «Смоленский ковчег».

В доме у Пашки (засл. арт. РФ Ирина Голованова) – игровые баталии. Новая компьютерная игра пришлась как раз кстати. Меткие удары по клавишам грозным маршем гремят в музыкальном сопровождении, звон и скрежет доводят абсурдное крещендо до точки накала.



Сумбур сменяется на диалог двух добрых знакомых. В гости к Пал Павловне, столь увлеченной играми, приходит Саша (Егор Деюн). У него радость – приехала мама, вернувшаяся спустя долгие годы домой. Но не одна. Беременная, да еще и с сожителем, Владиком (Александр Иванов). «Явилась кукушечья мать?», – презрительно бросает героиня, ставшая ему единственным близким человеком после смерти отца. Но парень и думать плохого не хочет. Вернулась – значит надо было, значит пришло время, когда начнется все по-другому.

Пророчески в след ему звучат слова Пашки: «Ты ей от меня передай: она она если есть — то пусть будет, а если нет ее — то и нечего!»



Вернувшись домой, Саша застает мать (Ирина Лисенкова) с вещами и проигрывателем, вещающим голосом Аллы Пугачевой про то, что «Жизнь невозможно повернуть назад..». Поесть дома нечего, зато сама новоявленная мать, несмотря на интересное положение, пьяна и задумчива. Сразу заметно, что ей нет дела до сына и его расспросов. Услышав про то, что парню грозит весенний призыв в армию, обещает позвонить старому знакомому, походатайствовать за сына – и через минуту забывает, позвонив вместо этого сожителю. Владик, появляющийся в небольших эпизодах, как и в пьесе Светланы Баженовой – безликая тень, без определенного возраста. То он подглядывает за разговором из-за окна, то шпионит за дверью…



Но перемены появились не только в жизни Саши. У Пашки теперь тоже есть радостная новость – к ней вернулась дочь (Екатерина Шаова). Та самая, которой она писала письма и не получала ни одного ответа. Та, о которой она пролила много слез и если бы не встретила ребенка без матери по соседству, наверняка бы, потеряла смысл жизни. «Предательница! Силы нет про нее говорить», — злобно бросает Пашка на вопрос парня о дочери. Но при появлении девушки в доме тает и не скрывает своего счастья: «Не будет больше, как всегда, Сашенька! По-другому все теперь будет. У меня такая радость, такая радость». Теперь призрак всепоглощающего одиночества развеян. На смену ему пришла надежда и любовь, воплотившиеся в мечтах героини в дочке Маше. Но не тут-то было. Вовсе не за материнским прощением и понимаем вернулась барышня, – ей нужен размен квартиры, деньги и самостоятельность…



Пашка стоит на своем: не бывать размену. На что другая резко уходит из дома, оставляя вновь мать одну. Не появляется в доме Пал Павловны и Саша. Озлобленная и отчаявшаяся женщина штурмует его квартиру, но натыкается на «кукушку», равнодушно сообщившую о том, что ее сын уж две недели как в армии.

Исход очевиден. И все же о нем ни слова ни в спектакле, ни в пьесе. Желанное счастливое «по-другому» разбилось о берег реальности, и вместо желанной Пашки спустя год Саша нашел у ее порога девушку, поведавшую столь же не оптимистичную притчу о колобке на новый лад…
«Думал, я бедный-несчастный, но сильный. Гордился собой. И все время терпел, крест свой нес. Это так я думал. А че терпел-то? Оказывается, хорошо все было», — резюмирует Саша, всматриваясь в знакомый порог дома.



Спектакль заканчивается. Но вместе с тем, остаются мысли и повод подумать о вечном. О брошенных детях и безалаберных родителях, о равнодушии окружающего мира и беспамятстве близких. Ведь что может быть важнее поддержки и участия родного человека? А всегда ли родные – те, кто с тобой «одной крови»? Стоит ли оставлять близкого тебе человека по духу в погоне за призрачным счастливым «по-другому»? Спектакль по мотивам пьесы Светланы Баженовой, поставленный режиссером Виталием Барковским, дает на эти вопросы однозначные ответы, но при этом оставляет открытой «форточку» для рассуждений.





Кстати

Актуальность произведения драматурга успели оценить не только смоляне, но и международные критики, отметив пьесу «Все по-другому теперь» на XI международном конкурсе «Евразия-2013».



В Международный день театра спектакль открывали поздравлениями официальные лица. Также представитель профильного Департамента Администрации вручила грамоты и цветы, отмечены заслуги ассистента режиссера, закройщика и главного художника театра.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир