Ожившая трагедия Несвижа на «Смоленском ковчеге»

В рамках фестиваля «Смоленский ковчег» на большой сцене драматического театра им. Грибоедова прошел показ спектакля «Черная панна Несвижа». Шедевр, вышедший из под пера известного драматурга, Алексея Дударева, был с восхищением признан смолянами.

Действие на сцене не совпадает с хронологией событий – по замыслу режиссера зрителей то возвращают в прошлое, то показывают им ускользающую реальность, то заглядывают на желаемое и невозможное будущее.



В Несвиж приезжает Мнишек (Михаил Мухорский), слуга королевы, чтобы узнать о состоянии владыки Жигимонта, тяжело переживающего смерть любимой. С придворным беседует Радзивилл Черный и Радзивилл Рыжий. Как выясняется, королю не становится ни на йоту лучше, упиваясь страданиями, он даже может сойти с ума. «Король бредит, лишь Барбару зовет», – шепчутся слуги.
Находчивый Мнишек отчетливо видит выход из сложившейся ситуации: Радзивиллам он показывает Бженку, гулящую дочь купца. Похожая на Барбару, она являет собой полную противоположность погибшей. Но всё средства хороши, если речь идет о душевном здоровье монарха.

Чем же вызвано это беспокойство? Зрителей возвращают в канву давно произошедших событий. Появляется прекрасная Барбара (Антонина Рокало) в белоснежных одеждах. Гуляя по саду, она и не заметила, что привлекла внимание юноши, оказавшегося польским престолонаследником. Жигимонт (Павел Маринич) и Барбара влюбляются, начинается чарующей истории их любви.

Параллельно с происходящим появляется Бона Сфорца (Ольга Ермолаева), узнавшая последние сплетни от Мнишека. Раздосадованная сложившимися обстоятельствами, королева отчаянно ищет выход из сложившейся ситуации.

Внезапная любовь между будущим королем Польши и великолепной литовкой, не приносит никому радости. О связи сестры с польским принцем становится известно Радзивиллам. Слышны взаимные укоры и отчаянные аргументы влюбленных, пытающихся отстоять свое право на счастье. Преданным братьям ничего не остается сделать, как благословить Барбару на тайный брак с престолонаследником.



Декорации сменяются, и перед нами возникает величественная Бона со своим «серым кардиналом». Мнишек не преминул рассказать последние новости королеве. Ее негодованию нет предела: Бона незамедлительно говорит сыну о недопустимости тайного брака. Королева имеет свои далеко идущие планы. Жигимонт должен жениться на принцессе Катерине Габсбургской, а Барбара Радзивилл, известная своими многочисленными связями, не лучшая пара для наследника польского престола. Решившая устроить выгодный монарший брак, Бона отправляет гонцов Габсбургскому королю. Жигимонту же не остается ничего иного, как поехать следом за гонцами, чтобы объясниться с принцессой.

Тем временем Барбара страдает от тоски, дожидаясь возлюбленного. Но вместо Жигимонта к ней приходит брат, рассказывающий о выборе короля в пользу Габсбургской принцессы. Влюбленная панна отказывается верить подобному. Пытаясь успокоиться, она скитается по несвижскому парку, где и встречает Мнишека, притворившегося скитальцем. От него она слышит все те же слухи о принце. Добродушная Барбара приглашает путника к себе в замок. А коварный Мнишек же в «благодарность» дарит панне пузырек с ядом.

Внезапно зритель переносится в резиденцию королевы. С визитом к Боне приезжают Радзивиллы, принесшие известия о наследнике Жигимонта, вынашиваемом Барбарой. Братья покидают сцену, оставляя королеву наедине с ее негодованием. В сердцах она восклицает: «Литвины королеве угрожают, а грешная сестра у них оружье».

И вновь смена обстановки – коварная королева приходит с визитом к Барбаре и подтверждает все сплетни о будущей женитьбе принца. Однако, утешает ее, что этот брак — долг перед государством, которым Жигимонт не может поступиться. Панна получает от королевы предложение стать ее фрейлиной, дабы иметь возможность находиться рядом с любимым. Отчаявшаяся Барбара выпивает яд, сразу же после ухода Боны. Отсчет пошел.



В это же время Жигимонт возвращается из Габсбурга. Будущий принц ставит мать перед фактом: его любовь к Барбаре настолько сильна, что он готов отказаться от трона. Королева с неохотой признает выбор будущего короля. Окрыленный Жигимонт спешит увидеть свою возлюбленную, чтобы сообщить ей радостную весть о грядущей коронации. Услышав это, Барбара понимает, какую жестокую ошибку совершила, поверив злым языкам, но назад пути уж нет.

Жигимонт и Барбара женятся и их счастье длится ровно полгода. Влюбленные счастливы, а тем временем яд уже отравляет кровь панны, приближая роковой день…

У этой истории нет счастливого финала. Страдания несут за собой искупление. Обрывается нить жизни подлого Мнишека, а призрак панны все ходит по несвижскому парку, тяжело горюя об утраченной любви. Она является в каждом шорохе, в каждом шелесте и тоска её неуемна.

В завершении перед нами предстает прекрасная Барбара, являющаяся королю в белоснежных одеждах. Влюбленные возносят руки к небу, положив начало легенде. Легенде о горечи потери, людском коварстве и людском простодушии. Но еще – и о любви, которая сильнее жизни. Той, которая противостоит жестокому миру и коварным правилам!



Трогательная история разбитых социально-историческими условностями молодых сердец, когда человечность и красота любви приносятся в жертву интересам разных кланов, была поставлена режиссером Павлом Мариничем и показана талантливыми актерами Полесского драмматического театра. А благодаря «Смоленскому ковчегу» трагедию любви смог по достоинству оценить смоленский зритель.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир