Международный фестиваль «Смоленский ковчег» подарил смолянам еще один замечательный спектакль – «Королева красоты», черную комедию по пьесе знаменитого драматурга Мартина МакДонаха. Жестокий философский спектакль был представлен Борисоглебским драматическим театром им. Н.Г. Чернышевского под руководством заслуженного артиста РФ Адгура Кове.
Перед зрителями предстает размеренное течение времени в ирландской глубинке. Там, в городке Лилейн, бывшая красавица Морин Фолан ведет ожесточенную борьбу со своей сварливой матерью за личное счастье с уехавшим в Лондон на заработки соседом Пато. Мать, по закону жанра, недолюбливает дочь, обвиняя старую деву в распущенности. Мэг с яростью противостоит общению Морин с противоположным полом.
Ещё один безжалостный враг главной героини – время, которое беспощадно расправляется с остатками ее красоты. Морин зла, она в отчаянии, озлоблена до крайности и хочет поскорее избавиться от своей престарелой матери. Вот уже 20 лет её будни и праздники наполнены нескончаемыми домашними хлопотами: уходом за больной матушкой с одной стороны, и мечтами о светлом будущем – с другой. Пато тем временем зовет ее уехать с ним в Америку. И героиня осознает, что пропускным билетом в счастливую жизнь для нее может стать лишь смерть матери. Доведенная до отчаяния, женщина готова заплатить столь дорогую цену за свое счастье и, как позже оказывается, и за его иллюзию тоже. Несмотря на это, Морин не выбраться из Лилейн, ей суждено остаться в нем. Снявшая со своих плеч ответственность за больную мать, героиня не меняет жизнь коренным образом. Это становится ясно в последней сцене спектакля. В день похорон Морин беседует с братом Пато, Рэем. Оказывается, что все было фальшью. Никакой Америки и никакого безоблачного будущего! Пато женится на молоденькой американке, а Морин между тем остается одна, немолодая и уже ненужная своему возлюбленному.
Но перед пытливым умом зрителя встает вопрос: может все мечты о будущем – всего лишь плод измученного воображения героини? Ответа на него найти не удается. Поэтому окончание спектакля приходится воспринимать как данность.
В итоге, Морин сама себя лишает матери, которая хоть и весьма специфически, но все же любила свою дочь. К сожалению, Мэг была единственным человеком, кому героиня действительно была важна. Теперь совершенно одинокая Морин занимает место матери, которую так отчаянно винила в своих бедах. А зрителю тем временем становится ясно, что героиня уже не покинет свой родной дом, Лилейн.
Этот жесткий спектакль о том, как мелочи быта берут над человеком значительную власть, а жизнь вносит свои изменения в идеалы, стирая границы между правильным и неправильным. Это пьеса не о безумии Морин и Мэг, она о безумии общества, в котором путаются стремление к счастью и эгоизм.
На протяжении всего спектакля на зрителя действует угнетающая обстановка, остро ощущается безысходность и бессмысленная злость от бессилия перед обстоятельствами. Отстраненность происходящему добавляют четыре девушки, олицетворяющие силы, распоряжающиеся жизнями героев.
Изображая вначале ангелов во время развития любовной линии, они с легкостью перевоплощаются в демонов в сцене убийства матери. И это можно трактовать, как духовное падение главной героини.
Все что мы имеем в итоге – это отсутствие изменений в жизни одинокой женщины и, следовательно, напрасную смерть Мэг. Главная героиня так и останется на той же самой кухне, так же будет «варить кашки», только лишь теперь она сама займет место больной матери, и в этом главная трагедия.
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьКузьмищев в своей версии хотя бы пытался вложить смысл о трагедии
матери, вырастившей чудовище.
А Кове зовут Адгур, а не Адгар.
guest
Литература многогранна, именно поэтому кто-то видит трагедию матери, вырастившей монстра, а кто-то трагедию людей, чьи мечты завели ихпреступно далеко
KarishkaMirzaeva
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.