Геннадий Полока о фестивале «Новое кино.XXI век»

Геннадий Иванович, фестиваль проводится второй раз, что же остается неизменным?
У нас более-менее сохраняется постоянный состав жюри. Это традиция, которая возникла на фестивале «Окно в Европу». И такая традиция возникает обычно, когда определяются особенности фестиваля, что происходит в течение первых пяти-шести фестивалей, если фестиваль утверждает себя, как явление.
На первом фестивале Председателем жюри был Владелен Арсеньев, на втором – он эти полномочия передает Ираклию Герикадзе, режиссеру, актеру, драматургу, монтажеру – человеку, который обладает всеми профессиями, что составляют кинематограф.
Какова история возникновения фестиваля?
Наш фестиваль возник, как мне кажется, естественным путем.
Четыре года назад, в этом зале (прим. конференц-зал Союза кинематографистов), собрались представители молодых кинематографий всех стран СНГ и прибалтийских государств.
Это было трудное время. Тогда развалился советский прокат, а другим еще и не пахло.
Разрозненное пространство, которое не способствовало востановлению проката,
Россия преодолела этот кризис к 2000 году.
Собрались, почему?
Эти люди стремились по возможности объединить силы кинематографии на бывшем постсоветском пространстве, восстановить традиционные связи - художественные, не административные, восстановить единое прокатное пространство, которое предопределяло успехи советского кино в прошлом.
Советский союз обладал уникальным прокатным пространством при трехстах миллионах населения, плюс - еще достаточно выгодным окружением других государств. Центральная Европа и Китай – здесь господствовал наш прокат.
Молодые же кинематографисты стали работать только в 90-е годы и уже не застали нормально действующий прокат.
Они отдавали себе отчет в том, что судьба художественного произведения в кинематографе определяется тремя компонентами: это прокат, кинофестивали и пресса. Один из этих трех компонентов – прокат - на пятнадцать лет перестал существовать на постсоветском пространстве. Многие озабоченные этим процессом собрались в этом зале, здесь яблоку негде было упасть. Произошел горячий разговор. Были выссказаны разные предложения. И инициативы. Основная – создание фестиваля, который принадлежал бы не России, а был бы плодом общих усилий.
И это предопределило особенности фестиваля.
В чем же заключаются особенности «Нового кино.XXI века»?
Прежде всего они выражаются в способе подбора картин. Не существует никакой отборочной комиссии, хотя основной организатор – Россия, каждая страна определяет, какие картины они посылают, а руководство имеет право только определять в какую программу поставить.
Вторая: так как основная задача - восстановление проката, нас интересовали картины с каким-то прокатным потенциалом, чтобы можно было заинтересовать прокатные фирмы России ли телевизионные каналы.
Третье условие: постоянно действующий круглый стол, задача которого сводилась к тому, чтобы ослабить таможенные барьеры, ведь в некоторых странах они чудовищны. Для того, чтобы провести копию через эстонскую границу, нужно заплатить пошлину 2 тыс долларов.
Далее - унифицировать законодательство. Определить принципиальные пункты с тем, чтобы после кинематоргафисты могли обратиться к своим парламентам с конкретными предложениями, которые способствовали бы восстановлению прокатного пространства.
Мы специально пригласили на Круглый стол руководителей кинематоргафий государств всех стран. И нам удалось их собрать в отличие от инициатив правительства.
Были приглашены руководители союзов кинематергафий., выдающиеся деятели кино, международные организации, таких как ЮНЕСКО, комитет СНГ.Состоявшийся разговор получился плодотворным.
Еще особенность
«Новое кино. XXI век» - это не единственный фестиваль в СНГ, но там существуют отборочные комиссии и программа.
В таких странах как, скажем в Эстония, нет прокатного пространства по количеству населяющих их людей. Но вместе эти малые страны могут представлять уже достаточный потенциал.
Большого кинематографа там почти нет: делается одна картина в год. В основном, это продукция неигрового кино – анимационная, тв фильмы программы, короткометражки. Поэтому на фестивале кроме конкурса игровых фильмов – полнометражных, панорамного показа, возникла порограмма неигровых короткометражных фильмов.
Кроме того, конкурс дебютов.
В первый год прошлел очень успешно. Его возглавляет Наталья Петрова - актриса, режиссер, снявшая картину очень своеобразную.
Количество программ растет: в этом году появились анимационные фильмы. Мы хотим, чтобы кинематоргаф был представлен по возможности шире.
Теперь мы гостей стран СНГ мы создаем дополнительные возможности. Российские картины представляются за последние два года – год, страны СНГ имеют право выставлять картины за последние пять лет.
В чем уникальность?
В его основной задаче – объединить кинематергафистов разных стран в борьбе за большое прокатное пространство.


Инна Кривоносова

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир