Мировое турне смоленских сокровищ
Расширяются контакты смоленских музейщиков с коллегами из-за рубежа. На сегодняшний день Смоленский государственный музей-заповедник – участник выставки «Амазонки авангарда» (США – Испания – Германия – Италия – Великобритания), совместной российско-канадской выставки «Пейзаж в русской и канадской живописи 1870-1930 гг.». А предложения принять участие в престижных выставочных проектах продолжают поступать.
В июне 2003 года Смоленский музей-заповедник посетила делегация специалистов музея Д’Орсэ (Париж, Франция). Д’Орсэ – одна из лучших художественных галерей Европы, наряду с Лувром, Прадо, Эрмитажем. В музее со знаменитым стеклянным куполом собрана уникальная коллекция произведений французской живописи, скульптуры, прикладного искусства; выставлены шедевры Ван Гога, Матисса, Дега, Ренуара, Моне, Огюста Родена.
Целью визита представителей музея Д’Орсэ в Смоленск явилось знакомство с изделиями талашкинских художественных мастерских и отбор материалов для выставки «Русское искусство второй половины XIX века: попытка самоидентификации». Коллеги из Франции выбрали 17 предметов; среди них – знаменитое панно «Садко – богатый гость», столик с агатом, солонка «Курочка Ряба», выполненные в мастерских княгини М.К.Тенишевой по эскизам Сергея Малютина, эскизы росписи церкви св. Духа и мозаики «Спас Нерукотворный» Николая Рериха, буфет (эскиз Алексея Зиновьева), образцы художественной вышивки. Перед отправкой в Париж все эти предметы прошли великолепную реставрацию, которая была проведена специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря.
Выставка открылась в музее Д’Орсэ 19 сентября этого года. И вот что удивительно. Предметы из коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой, произведшие фурор на Всемирной выставке в павильоне Марсан в 1907 году (ее посетителями стали тогда 78 тысяч человек), вновь, спустя столетие, покорили Париж. Интерес парижан к русскому искусству оказался столь велик, что в первый день работы выставки очередь, чтобы попасть в музей, протянулась до набережной Сены. Помимо тенишевских реликвий из собрания Смоленского музея-заповедника, здесь представлено около 450 экспонатов из фондов четырнадцати ведущих российских музеев – Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и др.
17 октября этого года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва) начала работу выставка «Немецкая живопись XVII - начала ХХ вв. из собрания Смоленского государственного музея-заповедника». Открыли выставку посол Германии в России Вальтер Юрген Шмид и директор Смоленского музея-заповедника Надежда Волосенкова.
Основанное на бывших частных собраниях из дворянских усадеб Барышниковых, Паниных, Тенишевой, Хлудовой и др., смоленское собрание немецкой живописи насчитывает около 70 произведений; 47 из них представлено на выставке в Москве. Эта прекрасная коллекция дает представление о творчестве ряда крупных мастеров Германии, особенностях их произведений, жанровом разнообразии, тематике. Живописное полотно – «Пейзаж с жертвоприношением Ноя» (1815) кисти Йозефа Антона Коха – является жемчужиной коллекции и составляет предмет гордости музея.
Посольство Германии в России выпустило иллюстрированный каталог выставки, который уже сейчас является библиографическим раритетом. Предположительно в декабре этого года Посольство Германии планирует провести Неделю немецкой культуры в Смоленске. Одним из главных событий Недели станет показ смоленской коллекции немецкой живописи. Опыт участия в столь крупных выставках показывает, что уникальное собрание Смоленского музея-заповедника востребовано. А у смолян есть возможность еще раз приобщиться к прекрасному.
Вероника Никифорова,
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.