Этим солдатом был мой прадед

«Генеральская слава всегда покоится на солдатских костях»- писал Андрей Кивинов в своей книге «Инферно». А я бы продолжила: на отдельных солдатских жизнях и судьбах, отданных спасению своей Родины от вражеского ига. Я хочу рассказать о том, какой вклад в Победу Советского народа над Фашистской Германией внес один отдельно взятый солдат. Этим солдатом был мой прадед по линии матери – Слесарев Алексей Петрович.



В северной части Смоленской области в 33 километрах к северо-востоку от города Демидов, на берегу озера Сапшо, располагается курортный поселок Пржевальское (а в годы детства моего прадеда — Слобода). В 1881 году в Слободу приехал уже тогда известный путешественник Николай Михайлович Пржевальский и купил в Слободе собственное имение. Именно он подарил скромной деревушке славу во всей России. Но это было раньше. А в послереволюционные годы в деревеньке всего 22 частных дома, люди живут натуральным хозяйством.

Именно здесь 25 июня 1925 года в обычной крестьянской семье и родился мой прадед Алексей Петрович.
Когда в мирном и радостно-голубом июньском небе 42 года впервые пролетели немецкие самолеты, ему было всего лишь 16 лет. Семнадцатый день рождения прадед встречал уже на оккупированной гитлеровцами территории.

Для того, чтобы подростков не угнали на принудительные работы за границу в сентябре 1941 года, учителя слободской школы совместно с партизанами приняли решение эвакуировать всех детей из деревни Слобода и ближайших районов. В числе этих подростков был и Алексей. Всех детей переправляли по маршруту Слобода- Желюхово – Духовщина – Ярцево- Вязьма и далее в глубокий тыл через лес. Путь этот был долгий, да еще и погода не сопутствовала: шли дожди, сырость и холод. Но партизаны самоотверженно помогали детям переправиться в пункт назначения.

Моего прадеда определили в ремесленное училище города Горького (сейчас — Нижний Новгород). Тогда юноша был молод и горяч, чувство патриотизма переполняло его, а учеба не лезла в голову. Он сбежал из училища и добрался в деревню Крюк, куда эвакуировали его родителей, Петра и Анну. Там Алексей Петрович «приписал» себе один год и отправился в военкомат. Ему хотелось сделать свой вклад, приблизить победу Красной Армии и освободить свою Родину от немецко-фашистских захватчиков.
В 1942 году его направили во Владимирскую область, где в течение двух недель Алексей Петрович проходил курс молодого бойца.
Ему было всего лишь 17, а он уже научился собирать и разбирать станковый пулемет, умел стрелять на поражение и выучил основы ведения боя. В один миг обычный подросток превратился в рядового солдата. Теперь и от него зависела дальнейшая судьба Родины…

Наступило время, когда огромная страна нуждалась в помощи именно таких людей, в детстве которых война безжалостно поставила жирную точку. Теперь Алексея Петровича, спешно обученного основным военным тактикам ведения боя, вместе с остальными новобранцами направили на оборону столицы.
Операция была сложная: ни одна из сторон сдаваться не хотела, а патриотам своей страны и отступать-то было некуда – за ними ведь была Москва!

Благодаря умелому руководству командования и самоотверженности солдат столицу отстояли, и подразделение Алексея Петровича было направлено в Смоленскую область. И мой прадед со своим пулеметом «Максим» тоже.Свой край он отстаивал с особой яростью, не жалея никаких сил. Впрочем, патриотизм и любовь к Родине переполняли всех бойцов. Они были готовы отдать все, лишь бы не сдать фашистам ни клочка родной Земли. Мало кто думал о наградах в те моменты. Большая часть бойцов хотела как можно быстрее и при возможности с минимальными потерями избавиться от захватчиков, пусть и придется отдать за Победу цену, равную собственной жизни.

При участии моего прадеда в 1943 году были освобождены Вязьма, Смоленск, Ярцево, Ельня и другие районы Смоленской области.



И вот, родной край был в безопасности. Так, по крайней мере, казалось тогда… Поступил приказ оставить Смоленскую область, и подразделение прадеда направилось под Витебск. Шли ожесточенные бои. На глазах у юного Алеши гибли друзья, знакомые, но прошлые победы давали стимул воевать дальше, не позволяли отступить ни на шаг.Отряд, в который входил прадед, на две недели попал в окружение под Витебском. Но, к счастью, им все-таки удалось прорваться, правда, с некоторыми потерями для многих. В том числе и для Алексея Петровича. Его ранило, но проведя некоторое время в госпитале, он направился на фронт!

В этот раз его отправили под Белосток. Это было его последнее сражение. Алексея Петровича вновь ранило. На этот раз серьезно. Он получил сквозное и осколочное ранение левой голени с повреждением малоберцовой кости, а также касательное ранение двух пальцев левой кисти с повреждением костей. Кроме того, юноша получил ушиб правого глаза. В последствие он им не видел. Семь месяцев Алексей Петрович провел в госпитале.

Это время было очень сложным для моего прадеда. Врачи делали все возможное, чтобы сохранить его жизнь и здоровье. К счастью, им это удалось! Однако ранения были слишком серьезными – на фронт возвращаться нельзя. И поэтому по истечению семи месяцев лечения в госпиталях юный Алексей возвращается в родную Слободу. Теперь нужно было возвращаться к семейной жизни. Но как это сделать, когда все вокруг еще напоминает о нашествии фашистов на родной край?

Поля все еще заминированы, а значит, сеять зерно для хлеба негде.И Алексей Петрович стал одним из многих, кто взялся разминировать территории. Многие погибли в то время на этих полях, но прадеда эта участь не настигла.Многочисленные похороны односельчан, нашедших гибель на некогда мирных и родных участках земли, неустанно напоминали обо всех ужасах все еще продолжавшейся бойни.
Впрочем, вряд ли ее мог забыть тот, кто прошел по дорогам войны.

Вот что говорил сам Алексей Петрович для автора книги «До свидания, Слобода!» Е.П. Гавриленковой:

«Без зрения остался, и без ног, — с горечью говорит Алексей Петрович,- вот что в награду дали на память, век не забудешь… Под Витебском две недели были в окружении, питались травой да щавлем. Что сбросит «кукурузник», то и есть. Пару белья отдал бабке в деревне, чтобы поесть дала… Как такое забыть?!»

Но даже горе не вечно! Люди постепенно оправились от пережитого ужаса, поняли, что самое время поднимать страну. Возрождалась и послевоенная Слобода. Постепенно все ее поля разминировали, построили новые дома, со слезами радости встретили вернувшихся с фронта и оплакали погибших и пропавших без вести.
Теперь мой прадед редко покидал родную Слободу.

После демобилизации в 1944 году, 26 ноября 1945 Алексей Петрович женился на Степановой Матрене Григорьевне. Прабабушка всю войну провела в тылу. В ноябре 1946 года у них родился мой дед, Владимир Алексеевич, а в 1949-его сестра, Алевтина. Воспитывая двоих детей, продолжали поднимать родное село из разрухи. Прадед был и столяром, и слесарем, и механиком в слободском совхозе, а прабабушка ухаживала за садом и работала в полях, выращивая овощи. После принимали активное участие в воспитании внуков, а затем и правнуков.



Мне посчастливилось: я застала прабабушку и прадедушку живыми и могу помнить то живое тепло, которое, несмотря на все ужасы и тяготы пережитого, они смогли сохранить в себе и передать нам.

АВТОР: Дарья Рассказа
  • +3
  • 06 апреля 2015, 10:33
  • Lerko

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир