Автор:
Наталья КУРЛАНОВА
Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
М. Цветаева
Как и не стараюсь я отойти от этой привычки, но раз за разом начинаю свой «эмоциональный отклик» («отчет» звучит слишком безучастно) с какой-нибудь дельной цитаты. Прекрасная Ксения Тихонова, картины которой представлены на выставке «День моря», конечно, не Марина (так слова Цветаевой смотрелись бы уместней). Однако во время знакомства с работами художницы отчего-то именно эти строки назойливо копошились в голове, чтобы наконец обрести форму «на бумаге».
Про море вообще было сказано много хорошего, в современную нам эпоху в том числе. Сразу вспоминается фильм «Достучаться до небес» с его уже ставшей вроде как классической фразой: «На небе только и разговоров, что о море…». Но мало кто знает, что у этих слов есть не менее поэтичное продолжение: «… о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине…».
О море можно сказать по-разному. Я говорю о нем с помощью слов, а Ксения – с помощью акриловых красок. Хочется написать, как в обзорной программе, что в выставочном зале будто бы слышен шум моря, с картин веет дневным бризом, а на коже ты ощущаешь капельки воды (не дословно). Но в начале я почувствовала совсем другое: тишину. Не пустую, черную, как дыра, и ничего в себе не таящую, а обволакивающе синюю. Синий – цвет умиротворенности.
Умиротворенность – подходящее слово. А Ксения словно знала об этом, так и назвав одно из полотен: «Тишина». Приглядевшись, можно заметить на картине настоящие зернышки песка, вероятно, с настоящего побережья. Картина живая.
«Тишина», 2015 г.
Что-то схожее, холодное и прозрачное, веет от «Мокрых камней» и «Туманом над долиной», чуть более теплое, но не менее спокойное – от «Восхода» и «Утра».
«Восход», 2016 г.
«Мокрые камни», 2013 г.
А потом тишину внезапно взрывают крики прибрежных чаек, питающихся рыбой. Они кричат не так, как их серые городские собратья, охотящиеся, в основном, на мусор. Хотя все равно, каждое утро, разбуженная их надрывным клекотом, верю в то, что за шторами в ленивой дреме ждет приморский городок… Такие воспоминания во мне пробудила серия картин «Птицы». Теперь это уже не тишина – это движение в каждом мазке, это готовность сорваться в любую секунду, это сильный ветер меж перьев и громкий крик.
«Ссора», «Танец», «Наблюдатель», «Разговор» – такие человеческие названия для жизни тех, кто может летать. Тут хочется сделать умный вывод, пролить свет на все сокрытые отсылки, подобно учителю литературы, но от чего-то считаю нужным лишь задумчиво промолчать.
Серия «Птицы». «Танец», 2014 г.
Серия «Птицы». «Наблюдатель», 2014 г.
Говоря о литературе… Еще одна картина называлась «Забытая повесть» и уводила взгляд с моря на раскрытую книгу, оставленную на лежаке. А сюжет повести, как известно со школьных лет, воспроизводит естественное течение жизни. Молчу.
«Забытая повесть», 2016 г.
А потом прерывистые крики чаек сменяют тягучие песни пляжных зазывал, яркие кепки и зонтики, цветные купальники, запах пахлавы и инжира, кисловатый привкус оливок, сиреневый цвет крымской горной лаванды. И однообразие картин какого-то другого мариниста тихо синеет на какой-нибудь другой выставке, пока на этой – такой искристый калейдоскоп красок и эмоций, настоящий праздник жизни.
Спокойное и неспокойное, но вечное море, парящие над ним всегда свободные чайки и никогда не затихающие люди – Ксения смогла охватить необъятное, передать в трех состояниях, в трех разных формах этот общий «морской дух».
«Дорога к морю», – так я хотела озаглавить свой текст, пока направлялась в сторону выставочного центра, обдумывая предстоящий материал. День выдался по меркам нынешнего лета на удивление душный, парил раскаленный асфальт, он был запятнан следами серых городских чаек. Придя на выставку и увидев картину с точно таким же названием («Дорога к морю»), я решила, что это судьба.
Судя по отзывам, оставленным посетителями, каждый нашел в картинах художницы что-то знакомое и близкое только ему. Я приехала поздно. Кажется, часа было слишком мало для вдумчивого осмотра, музейный смотритель поглядывал в мою сторону, внутренний маячок улавливал довольно однозначный сигнал. В спешке я успела набросать лишь пару строк на последней странице: «Это воздух. Спасибо за него».
«Прогулка», 2014 г.
«Полет», 2015 г.
«Волны», 2013 г.
Автопортрет
Комментарии (42)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.