Автор:
Марина Печкурова
Фото:
Андрей Привалов
Трость — это не только красивый аксессуар, но и быстрое и эффективное оружие. Корреспонденты «Молодежного Смоленска» побывали в клубе «Bataireacht modern concept» и узнали, что такое “бата”, при чем тут виски и почему нельзя бить карликов. Джентльмены в английских кепи и с тростями привлекли наше внимание еще во время
«Шагающего СЮРТУКа». И, конечно, мы не могли отказаться от возможности посетить занятие по ирландскому палочному бою. Более того, мы сами взяли в руки трости.
Про ирландский палочный бой не так просто найти информацию в интернете. Да-да, никаких русскоязычных статей в Википедии. Но Денис Марченков (руководитель клуба «Bataireacht modern concept» в Смоленске) ответил на все наши вопросы. И мы теперь готовы рассказать обо всем вам.
Начать лучше всего с небольшой исторической справки. Тем более, эта информация действительно поможет понять, чем и почему ирландский палочный бой отличается от других боевых искусств.
В далеком XVII веке англичане, захватив Ирландию, начали «беспредельствовать». Лишили ирландцев-католиков земель, запретили им занимать государственные должности, иметь любое дорогое имущество. И… носить оружие. Ну так, на всякий случай. Правда ущемленных в правах ирландцев это не очень останавливало. Дрались они часто и с размахом (об этом чуть ниже) вплоть до Великого Картофельного голода. А в бою использовали трости – они почти всегда были под рукой, сказывались особенности ландшафта.
Хотя называть это «трость» — не совсем правильно. В привычном понимании трость – это такой аристократический аксессуар: резной набалдашник, покрытое лаком дерево и другие свободные ассоциации. В ирландском языке такому парадно-выходному варианту есть определение – шиллейла. Но в качестве оружия в ирландском палочном бое используют не только ее. В ход может условно пойти любая палка – по-ирландски “бата”. Это слово и используется в название боевого стиля, которым занимаются в Смоленске (а еще в Санкт-Петербурге, Москве и Волгограде – именно в этих городах располагаются штаб-квартиры клуба) – «танец баты и виски». За ним тоже стоит своя история, но сперва разберемся с батой и шиллейлой. Денис Марченков объяснил нам, в чем разница одной фразой: «Когда ты ходишь с тростью, как с тростью – это шиллейла. Когда ты ее берешь и начинаешь бить людей по голове – это бата».
Мы поняли, чем сражаемся, теперь самое время ответить на вопрос «Как?».
«Танец баты и виски» — это боевой стиль ирландского семейства О'Дойл. Главная его черта — хват двумя руками.
Есть две версии того, от чего произошло столь поэтичное название. Согласно первой О'Дойлы охраняли вискокурни, а вооружены они были, конечно, тростями. А по второй – пропитывали баты особым составом и затем сушили в вискокурном дымоходе, чтобы баты были крепче. Под танцем же подразумевается драка.
Но не думайте, что трости покрепче нужны были только для гипотетической охраны вискокурни или, допустим, перехода через горы. По большей части бата-ри-окт (именно так по-ирландски звучит «бой тростью») развивался в фэкшен-файтингах – противостояниях между различными группировками – это могли быть конфликты между родами, религиозными группами или же жителями разных районов и населенных пунктов. Причем люди, находившиеся вместе в фэкшене по одному вопросу, могли оказаться в противоположных по другому. Также развести по вражеским лагерям мог случай. Если в фэкшене не хватало бойцов для равного количества – их предоставлял противоположный (драться вполсилы запрещалось).
По-джентльменски? Да. Хотя сам бата-ри-окт джентльменским не назовешь. Изначально в палочном бое не было никаких запретов – все было направлено на быстрое выведение противника из строя. Бата-ри-окт – довольно агрессивный вид боевого искусства. А еще травмоопасный.
«Фирменная фишка смоленского фэкшена – это презрение к технике безопасности, – объяснил Денис Марченков уже во время тренировки. Участники клуба были в удобной одежде. Из экипировки — только деревянные баты. – Меня за это нещадно критикуют коллеги. Но мы очень много отрабатываем на деревянных тростях, потому что я считаю – это создает правильную мотивацию». (Смеется)
Конечно, это относится к тренировкам (работа на них идет не в полную силу). Во время спаррингов используют хоккейные перчатки и шлемы для филлипинских боевых искусств. И деревянные баты заменяют на мягкие.
Кстати, бата-ри-окт О’Дойлов стал возрождаться не так давно – только в 1999 году Глен О'Дойл (который сейчас проживает в Канаде), начал обучать «танцу баты и виски». Без преувеличений, он тот, кто впервые познакомил мир с техникой О’Дойлов – она считалась семейной тайной.
«Я с ним связался, мы пообщались. Я ему отправил наши видео. Он посмотрел. Прислал мне сертификат, что мы в полной мере овладели системой, хотя учились и не у него.»
«Танец баты и виски» состоит из пяти атакующих ударов и девяти блокирующих — это основа системы. Ее простота позволяла подготавливать бойцов к фэкшен-файтингам за три месяца. А если присовокупить к этому вариативность ее применения, то получим очень эффективную вещь. Удары направлены на сближение и нанесение урона. По сути, удачная атака, а, следовательно, и победа в поединке в бата-ри-окт дело нескольких секунд. Так что внезапной удар мог оказаться первым и последним. Будь то лид панч (удар с правой руки, аналог джеба в боксе), или уиппин треш (верхний удар изнутри наружу), или же кэт стик (нижний удар снаружи внутрь).
«Я долгое время думал, что кэт стик от слова «cut» – рубить. Но это реально от слова «cat». Дома были бедные. Дверей не было по сути, и коты плодились, как хотели. И вот таким образом, — Денис Марченков продемонстрировал хлещущий удар, — котов из дома выгоняли».
Еще один удара на поражение – стэб (тычок).
«Некоторые коллеги их не используют. Потому что многие вышли из фехтования, и они делают тычки как легкие уколы. Здесь же тычок – это удар, который наносится всей массой тела. Мы, конечно, в режиме тренировки просто обозначаем траекторию, не прыгая.»
И это мы сейчас говорили только про классические атакующие удары. Но в «Bataireacht modern concept» слово «modern» не для красоты – инструкторы пополняют систему бата-ри-окт: например, те же стэбы они разделили на верхние и нижние, ввели классификацию шагов.
«Мы спаррингуемся с представителям других стилей единоборств. Ходим на семинары к коллегам. Если там что-то нам нравится, и мы понимаем, как это можно переложить на трость – мы это перекладываем».
Наверное, запутали вас в терминах? Но, как сказал нам инструктор во время занятия: «Большую часть тонкостей не передать в тексте, им не научишься, смотря видео. Нужно приходить и пробовать». И мы попробовали.
Как вы могли заметить по фото, тренировка проходила на улице. Опять же фишка смоленского фэкшена, которую стали перенимать питерские и московские инструкторы. Бата-ри-окт дитя улиц, поэтому вполне закономерно проводить тренировки «в полях», буквально.
Мы посмотрели, как просто и четко выполняли все движения члены клуба и воодушевленно взяли в руки баты.
Вот тут-то и оказалось, что занимаемся мы на склоне, что трость очень длинная и дальше по списку. А еще нужно «держать Библии и не бить карликов». Переводим с ирландского: локти, когда мы держим баты двумя руками, должны быть прижаты к телу, а во время уиппен трэша трость нужно направлять выше.
Благодаря таким своеобразным комментариям забываешь, что с батой у тебя очень сложные взаимоотношения, потому что начинаешь смеяться. Еще одна культовая фраза из той же оперы: «Ирландский вертолет в виде кэт стика в ногу и трэша в голову». Если вы дочитали до этого момента, то уже бегло владеете языком и понимаете, что к чему.
Мы столько раз сказали о том, что система эффективна, что вы, наверное, уже напридумывали себе много криминальных сюжетов. Забудьте. Члены клуба применяют свои знания и навыки только в спаррингах. Ну, и в челленджах.
P.S.
Как тебе такое, Джейсон Стейтем?
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.