Всем думать!!!
Среди продвинутой интеллигенции всегда было модно недолюбливать массовую культуру, и несколько свысока смотреть на людей читающих и смотрящих «всякую ерунду». Но если поколение шестидесятников, семидесятников можно понять (ведь они учились все же на признанной во всем мире классике), то слышать высказывания в адрес «необразованного плебса» из уст едва справивших совершеннолетие людей смешно. Ведь сравнить то, на чем воспитывались люди старой школы и то, на чем воспитана современная молодая «псевдоинтеллигенция» невозможно. Однако, может быть, и не они в этом виноваты?
Поп-культура современного постдмодернистского мира есть образование очень сложное и хитрое. Мало того, что она умудряется проникать во все возможные сферы жизни, но и делает это она достаточно изощренным способом. Подобно кремлевской администрации, кующей из собственных кадров прокремлевскую же оппозицию, поп-культура научилась профессионально маскировать собственные отростки под нечто интеллектуально продвинутое. Получившийся полуфабрикат она одевает в шикарную рекламную упаковку и скармливает молодым людям, которые ещё как-то умственно рыпаются в мире, где это совершенно не модно. Давно известно, что серьезно мыслить может небольшая часть людей. Но не подумайте, что все остальные – законченные тупицы, отнюдь. Просто серьезная мыслительная деятельность предполагает наличие достаточного количества времени и желания. В силу разнообразных обстоятельств не у всех молодых людей наличествует и то, и другое. Охватить более или менее думающую часть молодой аудитории современная коммерческая до мозга костей культура была обязана. И ей это удалось.
Появилась целая плеяда поп-философов от литературы, кино, живописи, короче, от всех форм искусства. Харуки Мураками, Паоло Коэльо, Ларс фон Триер, Франсуа Озон – ярчайшие представители. Ну и что, спросите вы, может, они на самом деле талантливы. Возможно, отвечу я, даже скорее всего, но в большинстве их работ талант, увы, задавлен в угоду коммерческому успеху. Расчет прост. Множество людей, считают гениальным или что-то, что их очень сильно шокирует, или что-то, что они тщетно пытаются понять (часто потому, что и понимать нечего, в силу отсутствия мысли), или что-то, где лежащие на поверхности «умности» можно ошибочно принять за свои собственные.
Ларс фон Триер, например, ещё будучи «догматиком» снял абсолютно экспериментальных и скандальных «Идиотов», потом действительно сильный фильм «Танцующая в темноте», а затем и невменяемый «Догвилль», шокировавших всех отсутствием декораций, и только за это признанный гениальным. Справедливости ради заметим, что снимать экспериментальное кино – судьба многих европейских режиссеров, так стремящихся быть не похожими на ненавистный Европе Голливуд.
Коэльо же – герой совершенно другого романа. Я не смогу описать все его книжки лучше, чем это сделал мой друг, рассказав мне одну историю. Когда заядлого грибника Ленина хватил очередной удар, он практически перестал передвигаться самостоятельно. Однако, чтобы как-то скрасить дни больного вождя, специально для него около крыльца дома каждую ночь высаживали грибы, чтобы Владимир Ильич их собирал, не ходя далеко. Мысли в книгах Паоло Коэльо – те же грибы около дома для человека, который не хочет или не может ходить далеко в лес.
Два настолько по-разному настроенных на творчество человека, один (фон Триер) – гений-экспериментатор, другой – писатель-продавец, ни в какой плоскости не должны были пересечься. Однако и тот, и другой стали натуральным кормом, которым пичкают молодых да умных. Первого, как ни старайся, правильно понять практически невозможно, а второго и понимать нечего. Взращенные на такой еде умники, как один начинают трещать о своей безусловной незаурядности и поносить, на чем свет стоит, Голливуд, попсу, Гарри Поттера и даже, подумать только, нашу русскую классику, называя её «академическим старьем» и пережитком прошлого. Навсегда вошел в мою память образ некого парня, который, держа в руках «Дай мне» «великой русской писательницы» Денежкиной, говорил о бессмысленности творчества Пушкина. Из школьного курса помнится, что почти 100 лет назад примерно такие же призывы «сбросить Пушкина с корабля истории» раздавались во весь голос. Да и что там кривить душой. Было время, когда и я, начитавшись всяческого философического бреда, прямо называл отстоем «Евгения Онегина», и «Капитанскую дочку». К счастью нашелся человек, который меня вразумил. Увы, не всем так повезло. Эксперимент по выведению новых интеллектуалов идет полным ходом. Что же, быть объектом экспериментов – судьба всех молодых людей, так же как и стариков. В случае неудачи молодые оклемаются, а старикам «все равно умирать».
Избежать всех этих влияний достаточно трудно. Сон разума безумно притягателен. А состояние летаргического сна, плавно переходящего в кому, которым сейчас охвачена большая часть населения нашей необъятной родины, победить уже практически невозможно. С молодыми гораздо легче, на то они и молоды, у них всегда есть выход. Можно обратиться к классике, найти в ней для себя какой-то новый смысл, открыть новые грани. А можно попробовать отыскать что-то стоящее среди современников. Почитать, посмотреть, подумать. Взять «Темные начала» Филипа Пулмана, дойти по его ссылкам до Библии и до «Потерянного рая» Джона Милтона, посмотреть «Возвращение» Звягинцева, или "Дурное воспитание" Педро Альмодовара . Вдруг получится.
Sauronchik
Комментарии (7)
RSS свернуть / развернуть** кинокритик
** Horex
** интеллигент
** интеллигент
** интелигент
** Titanic
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.