18 сентября 2010 года на смоленской земле вновь прошло полезно-тусовочное мероприятие под названием
Фримаркет. В отличии от 2х предыдущих, на этот раз он, к сожалению, именно
прошел – без былого размаха и атмосферы праздничного хаоса. Чисто символически. Но обо всём по порядку.
Тех, кому ни разу не довелось побывать на Фримаркете и кто, быть может, вообще не в курсе, что это такое, стоит немного посвятить в историю и философию сего действа.
Really Free Market, что дословно можно перевести как
«настоящий бесплатный рынок», возник в США в 2004 году. Суть мероприятия заключается в следующем: на заранее выбранном месте в определенное время собираются заинтересованные люди, принося с собой вполне исправные вещи, которые им уже не нужны, но выбросить не позволяет совесть. Всё это богатство складывается в одно место, и любой участник может забрать то, что ему понравилось без ограничений в количестве. Если одну вещь хотят забрать двое, спор решается с помощью «камень-ножницы-бумага» или считалками. Кроме того, любой мог предложить свои услуги – будь то стрижка или мастер-класс игры на гитаре. И всё это абсолютно бесплатно — торговля и обмен строго запрещены. Действо обычно сопровождается музыкой, развлечениями и бесплатным угощением.
Фримаркет придуман принципиальными противниками капиталистического уклада жизни и стал пусть пока небольшой, но всё же альтернативой существующим рыночным отношениям.
Участвуя во Фримаркете, люди на время отказываются от привычного круговорота денег и товаров и заменяют его свободным передвижением вещей. И всё это происходит весело и непринужденно, в атмосфере праздника, который, несомненно, объединяет людей. «Разрушим наше отчуждение через общение и дарение!» — вот основная идея этого торжества бесплатных вещей и услуг.
Кроме того, мероприятие таит в себе еще и экологический подтекст. Смысл такой: при повторном использовании вещей, сокращается потребность приобретения новых и, соответственно, уменьшается необходимость их создания. Тем самым вдохновители и организаторы бесплатных рынков стремятся внести свою лепту в сохранение природных ресурсов. Стоит также упомянуть, что угощения на Фримаркете как правило вегетарианские.
Движение Really Free Market довольно быстро распространилось по всему миру и примерно в 2009 году дошло и до России, прочно обосновалось во многих городах, в том числе и в Смоленске.
Первый фримаркет прошел «на ура» – собралось много участников, которые принесли огромное количество прекрасных и забавных вещей. И никто не ушел с пустыми руками или плохим настроением! Все живо общались, активно разбирали вещи, примеряли их, устраивали весёлые переодевания, игрища, фотографировались – в общем, развлекались на славу! А так же все с удовольствием уплетали различную вкуснятину, любезно приготовленную некоторыми особенно активными участниками. Основное блюдо — шаверма с соевым мясом и овощами, которая стала практически визитной карточкой смоленского фримаркета. Не забыли и похлопотать насчет музыкального сопровождения – как из колонок, так и в акустическом варианте. «Первый блин» удался!
Фримаркет №2 был такой же удачный и полноценный. И после него, казалось бы, добрая традиция положена. И периодичность соблюдается – раз в полгода. И место проведения выбрано удачное – поляна за мемориалом в парке Реадовка, одно из любимейших мест для прогулок среди смолян. Нежданно-негаданно оказавшись в нужное время в нужном месте, любой прохожий сможет поучаствовать в бесплатной ярмарке.
Но, как ни странно, третий по счёту Фримаркет немного подпортил общую картину этого движения в нашем городе. На этот раз желающих поучаствовать набралось немного – всего человек 30, а ожидали — не менее 100. Соответственно, выбор вещей был не велик и даже скуден. В воздухе витала скука, никто не веселился. Музыки не было.
Из положительных моментов можно выделить ту самую фирменную шаверму да и внезапное появление близ проведения мероприятия нескольких коров, которые решили заглянуть на фримаркет. Это событие стало поводом для шуток и ненадолго подняло всем настроение. Но мое общее впечатление от Фримаркета №3 все же осталось неизменным.
В чем же проблема? Где былой праздничный дух? Торжество бесплатных вещей? Ажиотаж? Непонятно. Хорошо бы организаторам озадачиться этими и другими вопросами и провести качественную работу над ошибками. Ведь сама по себе идея проведения Фримаркета прекрасна и не достойна того, чтобы от неё отказались после первой неудачи!
Не знаю, как вы, а я с нетерпением жду Фримаркета №4!
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.