Неуслышанный пророк

Пророки – люди трагической судьбы. Непонимаемые и зачастую гонимые современниками, они ведут образ жизни, весьма удаленный от обыденных земных радостей. Частыми являются случаи страшной и/или мучительной смерти пророка. Видимо, это и есть та цена, которую они платят за свое прикосновение к Тайне. И за попытку посвящения в эту Тайну других людей…

Сергей Курёхин – человек, непонятно вообще каким чудом попавший в наше время. Ему место где-нибудь посреди пресловутых "титанов Возрождения", с ними он, возможно, смог бы говорить на равных, но судьбе было угодно распорядится иначе.

До сих пор абсолютное большинство тех, кто о нем вообще знают, продолжают воспринимать Курёхина как просто "талантливого музыканта". Те, кто не чужды так называемого "русского рока", наверное, вспомнят, что некогда этот человек был клавишником АКВАРИУМА, помогал (вместе с БГ) Виктору Цою записывать первые альбомы, участвовал в записи первого полноценного альбома АЛИСЫ - "Энергия". Еще и собственный проект основал – ПОП-МЕХАНИКА. Проект, который до сих пор натыкается на стену глубочайшего непонимания по причине явно какой-то своей неотмирности. Кто-то считает это безусловным "творением гения", кто-то попросту дурновкусием и какой-то невразумительной эклектикой – мнения зачастую диаметрально противоположны. И все ж…

Вне всякого сомнения, Сергей Курёхин – наиболее яркий представитель русского музыкального (шире – культурного) авангарда конца ХХ столетия. Его имя умышленно замалчивается большинством наших "авангардистов". А когда замолчать не удается – в ход пускаются всевозможные подлые насмешки, клеветнические слухи и прочие очернительства. Все верно – быть по-другому просто не могло. Пигмеи, возомнившие себя титанами, внезапно увидели свою истинную сущность в присутствии титана настоящего. Отсюда – злоба и зависть.

Однако сейчас мне хотелось бы сказать не о музыкальных творениях Сергея Курёхина, а о его взглядах и его прогнозах, которые только-только начинают сбываться, хотя сделаны много лет назад, когда он был еще жив.

Курёхин был одним из первых (и вообще одним их немногих), кто сразу распознал фальшивость и неполноценность "свободы", якобы наступившей после распада СССР. Русская культурная традиция, многие годы извращавшаяся и попросту подавлявшаяся "совком", проявлявшая себя разве что в тотальном андеграунде, вовсе не вышла на поверхность в эпоху перестройки и дальнейшего демонтажа советской системы.

Доказала свою полнейшую бездарность так называемая творческая интеллигенция, благополучно хоронившая русскую культуру в советское время, а постсоветское - захлебываясь собственной пеной визжавшая, как ее советские боссы всячески "зажимали", не давая самовыражаться. Боссы исчезли – в смысле выкинули партбилеты и поменяли догмы марксизма-ленинизма на догмы либерализма западного образца (но они вовсе не покинули своих кабинетов). А вот новых откровений и шедевров в кругах этой самой интеллигенции так и не появилось. Зато появилась откровенная пошлятина и безвкусица, но обязательно с уклоном в "истины православия" и дурно понимаемый "патриотизм".

Курёхин предвидел (о чем он и высказывался) все это еще в самом начале. За это многие его просто возненавидели (и продолжают ненавидеть до сих пор). "Непримиримые стороны" вдруг забыли о своих "принципиальных" разногласиях и сошлись в поистине трогательном единстве, чтобы поливать Курёхина грязью.

Но Курёхин сохранял достоинство и держался на подчеркнутой дистанции от этих мелочных плебейских склок. И выдвигал свои нестандартные идеи преодоления образовавшегося и не думающего разрешаться кризиса.

На фоне неутихающих жалоб наших "деятелей культуры" на "бездуховность современного общества" Курёхин высказывал повергавшие официоз в шок концепции грядущего развития нашей культуры: "У меня такое ощущение, что… сейчас происходит битва Богов. Не соревнование идеологий, не борьба идеологий, а именно битва Богов! Такое ощущение, что должна появиться какая-то другая цивилизация, на принципиально других основах, нежели та, что существовала все последнее время. Столпы нашей цивилизации, Шекспир, Данте, Гомер, уйдут как точки отсчета. Приходит другая цивилизация, которая назовёт другие имена и будет базироваться на них… Когда я такие факты излагал, мне говорили, что это чисто фашистская точка зрения… Но я говорю о том, что культура вообще будет другая, смысл её будет другой, ценности другие. Это не просто смена чего-то, парадигмы в рамках одной культуры, это будет грандиозная смена культуры, цивилизации, смена мышления. Просто завершился огромный виток человеческой истории, мышления. И в том, что происходит в России сейчас, здесь, я вижу её формирование…"

Однако становление этой новой культуры, по его мнению, проходит через преодоление узких рамок модернизма и формирование принципиально новых синтетических форм. Вот что он говорил по этому поводу "неполиткорректному" журналу "Элементы": "искусство должно строиться совершенно по-другому - на основе новейших коммуникаций, совмещая в себе научную технологию и творческое откровение... теперь должно появиться что-то новое, потому что сейчас, именно после того, как в России искусство обрело свободу (в отличие от Запада), все поняли пределы искусства. Искусство должно изжить ряд вещей, особенно - должна исчезнуть грань между наукой и искусством. Я ее уже не вижу. И именно поэтому мне так близка интеллектуальная ситуация Германии перед началом II мировой войны - тогда был осуществлен уникальный синтез искусства, науки, магии. Об этом, о людях сделавших это - Вирте, Вилигуте, Хорбигере, Йорге Ланце фон Либенфельсе, Хильшере, - предпочитают молчать, потому что сразу возникают ассоциации с концлагерями. Мы еще не готовы отказаться от рассмотрения культуры этого времени через призму социального аспекта. Но не будь ужасов Второй мировой войны, мы в результате беспристрастного анализа отдали бы себе отчет в том, что складывалась уникальная культурная ситуация. Если бы политический национал-социализм не был таким одномерным... Во всяком случае, я уверен, что когда задавили нацизм, задавили и едва начинавшую складываться синкретичную (я не могу найти более подходящего слова) культуру, объединявшую искусство, науку, политику, магию... К сожалению, еще долгое время это не будет предметом беспристрастного исследования - не хватит интеллектуальной смелости объявить, что Вирт, Юнгер или Вилигут были величайшими мыслителями ХХ века…"
После таких заявлений титул "фашиста" был ему, разумеется, обеспечен. Никто даже не постарался вникнуть в суть сказанного – а просто увидели "запрещенные имена" и на "беспристрастный анализ", о котором говорил Сергей оказались уже неспособны.
Вместе с тем новейшие тенденции подтверждают правоту его слов. Происходит именно формирование нового особого стиля (в широком смысле), который Курёхин именовал "подлинным постмодерном", "синтезом смыслов", объединяющим в себе "глубинные стержни культур" и глубоко отличного от "вульгарного постмодерна", стягивающего к себе всего лишь "упрощенные периферии". Новая культура, предсказанная Курёхиным, разламывая нынешнюю повседнедную закостенелость пока еще малозаметно, но вполне уверенно покидает андеграунд и выходит на поверхность. Растаптывая все существующие стандарты, построенные на торгашеской психологии и безликом гуманизме, эта культура является провозвестником не только качественно иной системы ценностей, но – самое главное – нового человека. Который отличается от нынешних никчемных людишек примерно так же, как отличался носитель Нового Завета от ветхозаветных фарисеев. "Се, творю всё новое" – говорил Христос. Сейчас это "новое", покидая сферы отвлеченно-абстрактные, прорастает в реальность и воплощается в формах, предельно далеких от понимания "последних людей", всецело погруженных в созерцание поверхностных картинок современности и упивающихся собственным ничтожеством. Тем, кто оказался неспособен выработать у себя рецепторы для восприятия "нового" - оно кажется просто безумием. Впрочем, те, кто кричали "Распни его! " – также считали Его безумцем…


Andreas

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир