Рок-музыка в Смоленске заканчивается?
Есть признаки того, что рок-музыка в России вырождается, стремительно теряет популярность и становится всего лишь разновидностью шоу-бизнеса, практически сливаясь с поп-музыкой (к примеру, «Братья Грим» - это всё ещё рок или уже нет?).
За доказательствами далеко ходить не надо. Припомните, давно ли рок-песня («Аквариум», «ДДТ», Бутусов, «Сплин», «ЧайФ», кто угодно) становилась событием в вашей жизни? Как давно вас окрыляла и воодушевляла современная отечественная рок-музыка? Насколько сейчас она для вас ассоциируется с понятиями «честность», «талант», «бескомпромиссность»? Не правда ли, наш рок становится всё более развлекательным, беззубым, рекламным? Возникает впечатление, что песни сразу пишутся с таким расчётом, чтобы их не стыдно было исполнять в банях перед бандитами… Социальная направленность давно не в моде – а что вообще осталось? Упор делается в основном на внешние данные, прежде всего на сексуальность. Ею в основном и торгуют, рассчитывая на влюбчивых глупеньких девочек. В песнях поётся чаще всего о какой-то отвлечённой, банальной любви, тексты становятся всё более второстепенными, декоративными… Собирать зрителей на концерты становится всё трудней, требуется массированная рекламная поддержка…
Возможно, в Москве, где крутятся деньжищи, ситуация выглядит не такой критичной (хотя разложение рок-музыки как жанра идёт именно из столицы), но давайте посмотрим на наш город.
Не секрет, что быть сейчас рок-музыкантом далеко не так престижно и почётно, как десять лет назад (уж тем более – двадцать). Играть рок-музыку – дело достаточно бесперспективное в Смоленске (даже за рок-концерты в «Молодости» музыканты не получают гонорары). Клуба, где регулярно проходят рок-концерты, в нашем городе попросту нет – с тех пор, как в апреле 2002-го закрылся «Командо» - и в обозримом будущем не предвидится… Смоленские предприниматели не хотят вкладывать деньги ни в клуб, ни в местные группы – ни одна из них не может похвастать маломальским контрактом… Не в силах вырваться в музыкальные столицы, смоленские рок-группы прозябают в любительском состоянии где-то между бардами и школьной самодеятельностью… Есть отдельные попытки заигрывания с организованной целевой публикой (футбольные болельщики, байкеры-мотоциклисты…), но в их специальной среде известность носит половинчатый характер…
Рок-музыка в СССР и России традиционно ходила по рукам и распространялась в виде записей. (Рок-революцию по сути сделали магнитофоны.) Возможности тиражирования фонограмм за последние 20 лет выросли неимоверно, теперь любой подросток с компьютером способен буквально завалить город своими пластинками – и где тиражи новых «Аквариумов» и «Кино»? Что теперь ходит по рукам в молодёжной среде? Игры и фильмы… Смоленские рокеры по привычке стремятся записать альбомы, представить себя в лучшем виде на аудионосителях, тратят значительные суммы на звукорежиссёров и студийное время… Сказать, какими тиражами расходятся нынче диски и кассеты самодеятельных рок-артистов? Очень хороший результат – на весь наш 350-тысячный город продать 200 (двести) единиц звукозаписи. А 250 – это рекорд, не знаю даже, кто этим может похвастать. Может, и «Мумий Тролль» в Смоленске не продаёт столько… Представим. В городе 40 школ, в каждой школе, предположим, 30 классов, в каждом классе пусть по 25 человек – это уже тридцать тысяч подростков, потенциальных слушателей, - и что, покупают они музыку?!. А ведь ещё есть техникумы, ВУЗы, музучилище…
Обратите внимание на ситуацию с концертами «звёзд». Собрать зал в нынешнем Смоленске способны только «мастодонты» вроде «Аквариума», «Арии», «Короля и Шута»… То есть группы никак не моложе 15 (!) лет. При такой арифметике даже новых «Битлз» у нас просто игнорировали бы… Все значительные рок-акции последних лет – на «Спартаке», в парке и даже в «Губернском» - состоялись только благодаря поддержке спонсоров. Рок-музыка перестаёт себя окупать.
По сути дела, в Смоленске действует всего один магазин, специализирующийся именно на рок-музыке («TNT» в Доме молодёжи), все остальные в той или иной степени заигрывают с «попсой», кино, а то и вовсе меняют профиль. Ярким примером может служить музыкальный отдел в магазине «Смоленск» на улице Октябрьской революции. Много лет его ассортимент был ориентирован на лучшие образцы мировой рок-музыки. Цены там поддерживались приемлемые, место достаточно ходовое – покупателей всегда хватало. Тем не менее, в последние года три интерес к хорошей музыке упал настолько, что владельцу торговой точки (тоже рок-музыканту, между прочим) пришлось переориентироваться на предоставление услуг мобильной связи…
Прокомментировать наши наблюдения и поделиться собственным видением рок-перспектив мы попросили известных смоленских рок-музыкантов и специалистов:
Сергей Кирющенков, лидер одной из самых популярных сейчас групп – «Gastello»:
- Мне кажется, наоборот – всё только начинается.
- Почему же в таком случае группа «Gastello» собирается перебраться в Москву?..
- Нам тесновато здесь. Перспектив здесь нет… Где-то работать, а в свободное время заниматься музыкой – не хочется. Раз уж я выбрал для себя это дело – должны быть серьёзные отношения. В Москве, по крайней мере, есть возможность что-то получать за концерты, а у нас…
- Клуба нет, концерты сравнительно редкие, гонораров нет, публика ходит достаточно маргинальная – почему сложилась такая плачевная ситуация?
- Мало музыкальной информации, наверное. Если бы в Смоленске было хотя бы «MTV» или канал альтернативной музыки «А1» - я думаю, ситуация была бы другой. Город очень сонный, его надо, мне кажется, раскачивать… Организаторам концертов надо бы с уважением относиться к музыкантам и к публике. Пока что такого уважения нет. Публика – она ведь чувствует отношение, вот и приходят именно такие зрители…
Василий Гарапко, лидер старейшей смоленской рок-группы «Urban Strip»:
- Людей на концертах меньше не становится. Даже 500 человек в «Молодости» для концерта местного уровня – это вполне приличная посещаемость, я считаю. (А на наших выступлениях бывает больше.) В других городах, насколько я знаю (например, в Брянске), зрителей бывает поменьше – даже на гостевых концертах.
Не покупают записи? Сейчас очень много источников музыки. В Интернете полно музыкальных сайтов, где можно бесплатно накачать музыки. Сейчас у каждого второго дома рекордер – устройство для записи сиди-аров. Грубо говоря, один купил в магазине – сто человек себе закатали… Так что никакой катастрофы я не вижу.
У нас в Смоленске отмирают те группы, которым негде играть. Концертов мало. Да, клуба нет, но и «Командо», знаешь, был не идеал. Предпринимателей «в теме» не так уж много. Кто «в теме» - не имеет достаточных средств, чтобы открыть рок-клуб. Большая проблема – помещение. Оно не должно соседствовать с жилыми домами… в общем, своя специфика. Всё упирается в деньги. Даже в Брянске, где ситуация с клубами всегда была получше – там тоже всё позабрали в аренду и те же проблемы… Все перешли на товарно-денежные отношения.
Игорь Хоменко, в прошлом – музыкант групп «Гиперболоид инженера Петрова», «СККУП», в настоящее время – звукорежиссёр радиостанции «Русское Радио - Смоленск»:
- Рок-музыка в Смоленске раньше, конечно, была, но хреновая. Мы играли, мы общались, выпивали – всё это было! Например, Паша Рыжий – помню, да, но то, что он играл – не совсем музыка. Там было больше, что ли, настроения… Понятие «смоленская рок-музыка» - это как «морская свинка»: она совсем и не морская, и не свинка. Чаще всего нет ни музыки, ни рока. Нет, на концерты сейчас я не хожу, потому что меня звук не устраивает. Во-вторых, восемь команд в одном концерте в зале «Молодость» - это тяжело. Наверное, нужно как на недавнем концерте «Jane Air» - три довольно близкие группы… Я знаю, некоторые наши музыканты жалуются на то, на это, а я бы посоветовал им задуматься: где у них музыка-то? Может, начать изменения надо с себя? Ведь не может быть, чтобы талантливое не заметили и не оценили… Есть в Смоленске хорошая группа «Swanky Tunes». Я послушал их альбом – он замечательный! Правда, это не рок-музыка… Кстати, чтобы полюбить музыку и разбираться в ней (рок, джаз, её много хорошей…), человек должен её сначала услышать. Так где же он сейчас её услышит?! По радио – попса отечественная, про телевизор я вообще не говорю… В музыкальных магазинах тысячи дисков, а люди приходят и спрашивают Сердючку, потому что другого они просто не знают!
Артур Савицкий, организатор концертов:
- Я полностью согласен с Игорем Хоменко: начинать надо с себя. Если говорить об отношении наших музыкантов к собственному творчеству, то вот вам пример. За последний год смоленские группы записали как минимум 5 полноценных альбомов (это «Сказка», «Outback», «Cadillac Coffin», «Her Crying Eyes»…). Ни один из этих альбомов – ни один! – до сих пор никак не издан. Музыканты не удосужились хоть как-то оформить свои записи и реализовать их хотя бы среди своих поклонников. У «Сказки» много болельщиков, уж они точно купили бы – почему этого не происходит? Популярность в шоу-бизнесе складывается из многих вещей – это концертные выступления, распространение записей, публикации в прессе, участие в телевизионных программах. Ни одна из смоленских команд полноценно всем этим не занимается, ни одна!.. Потому что – лень, потому что – ждут дядю, а потом удивляются: где же результат?! Для подавляющего большинства смоленских групп музыка является исключительно хобби, и именно так они к ней и относятся. А сейчас самодеятельность уже не проходит, нужно пахать и пахать! Вот «Gastello» предпринимают попытку изменить ситуацию, добиться большего – удачи им! Действительно, в Смоленске они достигли определённого потолка… Я считаю, возможности для музыкантов на сегодняшний день в России – колоссальные! Просто надо работать. Нужна полная самоотдача, если хотите куда-то пробиться.
Про гонорары. Давайте разберёмся, кому платить и за что. Всем участникам «Проекций» - нереально, просто денег не хватит, да и за что, если группа – новичок на большой сцене?.. Платить только известным группам – тогда будет обидно всем остальным… А ведь концерты «Проекция» были созданы только для того, чтобы у музыкантов была возможность выступать! После закрытия клуба «Командо» возникла такая ситуация, что играть было вообще негде, все ходили и жаловались на это, и музыканты, и зрители. Тогда появилась идея регулярно проводить большие концерты в «Молодости», Владимир Иванович Белов её поддержал, и с тех пор это работает – пожалуйста, пользуйтесь! Мы даём смоленским музыкантам большой зал, лучшую в городе аппаратуру, достаточно серьёзную рекламу – выступайте! мы с вас за это ничего не требуем. Более того, на наши концерты мы выдаём музыкантам – бесплатно – пригласительные билеты, по одному на каждого. В среднем получается до 40 на каждую «Проекцию». Если учесть, что билет стоит 100 рублей, то это уже какая-никакая компенсация.
Я уже 15 лет занимаюсь организацией рок-концертов и точно могу сказать, что критерий для выплаты гонорара повсюду один – способна группа собрать зал или нет. У нас в городе такой группы нет ни одной, это я гарантирую. Да, есть пять наиболее популярных – «Urban Strip», «Сказка», «СККУП», «Jinx», «Gastello», но ни одна из них не соберёт в одиночку ту же «Молодость»… Сейчас концерты «Проекция» делаются ради молодых команд. Закрой эти концерты – больше всех пострадают именно они. Смотрите, что получается – мы популяризируем их творчество перед массами и ничего не требуем взамен. Так кто кому должен?
Клуб, я считаю, нужно делать для более респектабельной публики, чем та, что ходит на «Проекции» (с панков хватит «Молодости»), но кто из наших команд способен её привлечь?! Я вижу такую публику на более дорогих концертах («Аквариум», «Ария», Бутусов…).
Рок-музыка – это именно музыка, поэтому в первую очередь нужно состояться как музыканту и уже потом предъявлять социальные или какие-либо другие претензии к окружающей действительности.
Согласиться с тем, что рок-музыка в Смоленске заканчивается, я не могу. В общей сложности я сейчас контактирую более чем с сорока смоленскими группами, а на самом деле их ещё больше – что тут ещё добавить?!
Александр, продавец музыкальных дисков:
- Рок-музыку в последнее время очень сильно потеснила танцевальная музыка и электроника. (Сейчас в мире столько электроники, экспериментальной музыки!..) Ко мне обращаются покупатели рок-музыки, их стало меньше, но они есть. Групп много, и музыки много, и есть очень хорошие группы, но люди их не знают. Почти все музыкальные журналы продались мэйджорам (большим звукозаписывающим компаниям), информация в них проплачена. Ко мне обращаются за альтернативной музыкой, за пост-роком… Раньше люди заходили постоянно, ожидали, когда поступят те или иные диски, а сейчас они выросли, что ли, а молодёжи это не нужно…
Сергей Муханов
Комментарии (22)
RSS свернуть / развернуть** РЕДИСКА
** Алиса
** DirtyIris
* Витёк (victar6@ukr.net)
** Алиса
** opening666
** Читатель
** мартышка И очки
** opening666
** сигмер
** Димон
** Металхэд
** DirtyIris
* виктАр (да на он нужен, если на него н)
** Ирландец6666
** Алиса
** Ruhr
** сигмер
** sk.outcst
** Лететь
** А.Бережной
* Mr. Jex { Streem } (не стоит...)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.