Текст:
Вера Белека
Фото:
Андрей Привалов
Есть общее представление, что библиотека – это такое тихое место, покрытое пылью. Мол, ну и зачем нужны они сегодня? Кто туда ходит вообще? Есть же интернет, там и почитать можно. Но корреспонденты «Молодежного Смоленска» побывали на празднике Дня отца в библиотеке № 3 им. Б.Л. Васильева и полностью разубедились в этом.
– Сейчас надо ловить Орду, – с задором произносит Вера Александровна. Она здесь организатор. Каждый год к этому празднику Вера Александровна готовит игровую программу для детей, которые остаются на летней площадке.
– В этом году праздник растянули на три дня. Каждый день приходят детки из разных школ. Но в этот раз их будет больше, где-то 29 человек, с первого по пятый классы.
– Ого, а как же удержать внимание всех. Ведь возраст разный, и каждому что-то свое нравиться, – удивляюсь я.
– Сейчас сами все увидите, – с хитрой улыбкой отвечает она.
В читальный зал буквально залетают с криком и веселым смехом дети и тут же устремляются каждый на свое место. Через несколько секунд два стола уже окружены шумящей компанией. Они бывают здесь практически каждую неделю. Все знакомое, и даже больше – родное.
Вера Александровна как заботливая мама их успокаивает и начинает игру сказкой «О первой семье». А по лицам детей видно, что мысли их да-а-алеко от этого места. Кто-то подпер кулачком пухлую щечку, кто-то положил голову на стол и закрыл глаза.
Удивляюсь: «А быстро-то они заскучали, а как же дальше?»
Но сказка-то не просто для развлечения, но и внимание проверить, заставить малышей подумать.
– Итак ребята, вот как вы думаете, а в какой семье лучше жить: в большой или маленькой?
И тут вверх синхронно взмывают больше 20 рук. Кто-то подскочил на месте, очнувшись от дневной дремы, и посыпались самые разные ответы, которые радуют детской наивностью:
– В большой, потому что будет счастье, и рядом всегда много родных людей.
– В маленькой, потому что можно завести домашних животных.
– И в большой, и в маленькой, потому что могут помочь, если что, и там, и там.
А Вера Александровна улыбается и говорит:
– Правильно все. Получается, ребята, что не важно — большая или маленькая семья, а что самое главное?
– Чтобы тебя любили, – ответила девочка в розовой кофточке. Видимо, она тут отличница.
– Нина Петровна не подсказывайте, — с наигранной грозностью сказала Вера Александровна учительнице. А Нина Петровна развела руками. Ну как тут не подсказывать. Дети и сами все чувствуют, только выразить это не могут. И кто-то должен их подтолкнуть к этому, помочь понять.
Начали выбирать маму и папу в каждой команде – они стали капитанами. Зашумели команды. «Я буду!», «Нет, я не хочу!» раздавалось тут и там. Да, без помощи тут не разобраться. Вера Александровна подходит к мальчику в серой футболке, обнимает его и ласково говорит. «Ну, что Ванюша, будешь [папой, капитаном]?» А он так серьезно и настроено: «Да, конечно».
Кое-как определились. Все, пора начинать. Дети в ожидании напряглись. Все взгляды сразу устремились на Веру Александровну. Первый конкурс – «Устами младенца». Популярная детская игра. Здесь нужно угадать, какое слово скрывается под детским определением. Пошло все неплохо с начала, а вот самым трудным оказалось определить, что же в поход не берут, потому что в лесу трудно найти розетку. Снова посыпались ответы. Один другого перебивая, дети выпаливали: «Зарядное устройство!», «Телефон!», «Ноутбук». Вера Александровна с улыбкой смотрит на меня и разводит руками: «Новое поколение». Здесь подключились все, даже учительницы.
– Ну, воду-то чем вскипятить в лесу?
– Костелом [костером], – раздается справа детское уверенное.
Ну, не угадали тут ребята. Да и слово кипятильник для них странно прозвучало. Лица нахмурились в попытках отыскать в памяти эти штуку. А как она выглядит вообще? И правда, уходят реалии – и тут же забываются.
Перед каждый конкурсом Вера Александровна делает подводку – задает вопросы, какие, например, передачи смотрят у вас в семье. И следующая игра называется «Кто хочет стать миллионером». От названия раздается протяжный детский стон. Мол, ну что за скукота, будет как и эта программа? Но нет. Вера Александровна старалась же, чтобы всем было интересно. Игра оказалась тестом. Каждый команде по листочку с вопросами. А как зашумели тут! Повскакивали с мест и потянулись к белой бумаге в центре. Не пропихнешься даже, чтобы посмотреть, что там написано. На лицах самая серьезная серьезность. Не до шуток тут.
Наступило время танцев. Задача – выбрать четыре пары из каждой команды. И потом танцевать – сначала вальс, потом «Барыню». Ой, и что понеслось!
– Я не пойду, — кричит мальчик в кепке.
Девочки смущенно жмутся и ерзают на стульях. Одна другую пихает и говорит:
– Ну, пойдем, пойдем, чего-ты.
А та сдаваясь, протяженно так:
– Ну пойдееем.
Здесь оживились все. Даже девочка вся в черном, которая сидела и всем видом показывала «мне скучно, очень» поднялась и пустилась в пляс. Вера Александровна и тут помогает, говорит:
– Слушайте музыку! Это главное.
Вальс танцевали с красными от волнения щеками, неуверенно, но в такт. А «Барыня» превратилась в веселый круг с танцами вприсядку.
Танцы всех расшевелили. Теперь никто не лежит на столе головой, никто не спит, не скучает. Все разгоряченные и счастливые широко улыбаются. Нууу, сейчас игра пойдет так пойдет.
– А сейчас мы проверим уважение и доверие у вас в командах, – серьезно произносит Вера Александровна.
Мальчик в кепке расстроенно хлопает себя по лбу:
– Нуууу!
Время для интерактивной игры. Ребята быстро разбились на команды и выбрали название. Определились два соперника: «Веселая семья» и «Суперсемейка». Каждая команда по очереди должна выбрать категория и вопрос в ней по баллам.
Тут понеслось. Вопрос – шум. Поиск ответа – еще больший шум и возня. Вера Александровна решила строго напомнить:
– Ребята, будете шуметь – снимем баллы. И снова раздается протяжный вздох, и засуетились ребята:
– Тише-тише. Ну- ка не шуметь.
Вера Александровна нежно и с ноткой игривости в голосе обратилась к команде самой шумной, но уже притихшей:
– Ну, веселушки мои, выбирайте вопрос!
Игра набирала обороты. Дети даже коленями встали на стулья. Кто-то вообще встал со стула и отодвинул его в сторону.
Не угадали вопрос – раздается разочарованный шлепок по лбу и лицу. И грустное «эээх».
– Какая река протекает в нашем городе?
Дружно:
– Днепр!
Бывало, где-то в уголке раздавалось возмущенно и с удивлением:
– Им там подсказывают!
Год первого полет Гагарина вспоминали буквально по цифрам. А вот название корабля угадали сразу.
Все время наблюдаю за мальчиком с маленькой барсеткой. Его глаза каждый раз при вопросе или ответе расширялись, и он после с улыбкой тихо произносил:
– У нас 40! У нас 40 баллов!
Время посчитывать баллы. Зал замер. Такой тишины не стояло с самого начала. Девочка в розовой кофте нервно закусила губу. Мальчик с барсеткой удивленно открыл рот.
– Побеждает «Суперсемейка» 350 баллов!
Дети победно кричат «еееес!» и взмахивают руками в воздухе. Мальчик с барсеткой подскакивает на стуле и прыгает. Тут и не станешь ругать за шум. Пусть радуются, заслужили.
Вера Александровна поблагодарила всех за игру, пожелала ребятам всего хорошего. А в ответ раздавалось без подсказки то тут, то там радостное «спасибо».
И орда вновь устремилась на выход.
– Мы стараемся научить детей. Чтобы все это им пригодилось после. Они ведь забывают многие реалии, ну вот кипятильник, например. Для них это что-то странное. А где-то им нужно напоминать. Они вот бывают здесь часто, а забывают, чье имя носит наша библиотека. Кроме того, мы передаем им и культурные ценности, – поясняет Вера Александровна.
Да, и одно дело, когда делается все это по указке кого-то, прислали план – выполняйте. Но другое дело, когда сами и когда в этом чувствуется душа и любовь людей. За все время игры у стойки библиотекаря появлялись люди с книгами, кто вернуть, а кто взять. А после вижу – здесь стоит и девочка в розовой кофте.
Здесь нет пыли и мертвой тишины. Здесь кипит жизнь.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.