Религия в современном языке и литературе

Автор: Анна КАЗАНОВА
Фото: Анна КАЗАНОВА

13 сентября в СмолГУ прошла секция «Религиозные темы, мотивы и образы в языке и в современной литературе», председателем которой являлся Александр Васильевич Кубасов. Эта секция входила в сценарий конференции под названием «Авраамиевская седмица — 2018». Третья по счету конференция проходила с 11 по 13 сентября.
На секции в последний день конференции выступали А.В. Королькова, Т.П. Слесарева, Т.И. Синкевич, Б.Ф. Колымагин, А.А. Азаренков, А.Маймескулов, Т.А. Матаненкова, Д.В. Бутеев.

Фото памятника Авраамия Смоленского взято с сайта old.smoladmin.ru

Участник секции, Борис Федорович Колымагин (поэт, прозаик, бакалавр богословии, главный редактор книжного дайджеста «Библио-Глобус», Москва), выступил с несколько сложной темой «Специфика духовной поэзии андеграунда (1960 – 1980)». Очень приятный на вид мужчина рассказал аудитории об инсталляции молитвы Господней И. Холина, С. Бирюкова «Спаси и сохрани», В. Некрасова. Борис Федорович поднял тему специфики духовного опыта. Поэт рассказал о традиционных темах духовной поэзии, а именно, ими стали «рецепция Писания в поэзии андеграунда», «рецепция молитвенной практики и богослужений», «стихи на двунадесятые праздники», «отражение житийной культуры», «тема истории», «паломничество», «посмертная участь». Все эти термины было сложно воспринимать ранее не знающему человеку. Борис Федорович также рассказал аудитории о том, что Величанский стилизует псалом под древнерусский стих, так как понятно, что ответом на вопрос псалма является сам библейский текст. Им же были освещены и темы религиозной поэзии андеграунда, тема атеизма и немарксистской философии, тема храма в религиях советского времени. О церковных руинах и связанных с ними культурном коде России пишут: Кублановский, И. Лиснянская, Величанский и другие.


В конце своего выступления Борис Колымагин подвел итоги по специфике духовной поэзии культурного подполья:
— в области поэтики специфика духовной поэзии связана с постфутуро-обериутской линией, которая активно взаимодействует с постсимволически-акмеистской
— в духовной сфере – опыт первоверы под пристальным взглядом сомнения
— в тематике – проблема церковных руин, вопросы атеизма и иудео-христианский космос

К слову, религиозная поэзия андеграунда на литературной карте 1960–1980 годов занимает важное место. Однако ее специфика часто ускользает от внимания современных читателей. Многие проблемы советского прошлого сегодня не считываются. Между тем они были не только вызовом для деятелей «второй культуры», но и отправной точкой к созданию новых произведений. (https://psmb.ru/a/khristos-stal-kazhdym-iz-nas.html — здесь можно почитать о религиозной поэзии андеграунда).

Другой участник секции, Антон Александрович Азаренков (кандидат филологических наук, ассистент кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета) выступил с очень интересной темой «Послание в лечебницу» Леонида Аронзона в религиозном смысле». Кого будет волновать данная тема? Конечно же, поэта, филолога, ранее знающего творчество Леонида Аронзона.

Леонид Львович Аронзон – русский поэт, родился в 1939 году, а умер в 1970, прожив всего 31 год. Его поэтика содержит элементы поэтики Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, а по творчеству Заболоцкого писал он институтский диплом. Мотив Рая – это центр его поэзии, в последние года его жизни лирика была очень трагичной, в ней появляются темы смерти и пустоты. Кроме лирики Аронзон писал прозу, но уже за десять лет до смерти.

Антон Александрович проанализировал одно из произведений Леонида Аронзона «Послание в лечебницу». Антон Александрович выбрал его, потому что чувствует в нем, по его словам, «набор высоты», потому что Аронзон написал данное произведение в возрасте выступающего. Он согласен с высказываниями других авторов, что именно с этого произведения начинается поэт Аронзон. Стоит сказать, что стихотворение написано Аронзоном в апреле 1964 года, а значит за 6 лет до смерти. Получается, что за 6 лет до своей смерти, Аронзон начинается, как поэт.



«Пройденный пейзаж – это пространство смерти, пролегающее где-то вдалеке от Рая. На двусмысленность пейзажа намекают некоторые эпитеты: «тусклые озера», «мутный ручей» — так анализирует Антон Азаренков «Послание в лечебницу».

«Ранее текст имел более понятное название «Послание в сумасшедший дом», в таком случае это стихотворение приобретает дополнительные смыслы. Процесс написания стихотворения совпадает по времени с двумя судебными процессами: судилище над Бродским, также дело Швейгольца, друга Аронзона, который зарезал свою подругу портновскими ножницами и попытался покончить с собой, это было убийство из ревности, невзирая на его явный ритуальный характер. На стенах, якобы кровью погибшей, были нарисованы кресты, но сам подсудимый утверждал, что девушка добровольно делала это для того, чтобы увидеть Рай. В этой истории Аронзон был свидетелем, поэтому, возможно, на него она очень сильно и повлияла. Депрессия началась именно тогда, поэтому она, скорее всего, и привела его к самоубийству, хотя то, что он сам себя убил, неизвестно. Вероятно, это было просто неправильное использование оружия.

В период 60-х годов в ряде написанных текстов Аронзона можно видеть религиозные гимны» — именно так почти дословно можно передать рассуждения выступающего.
Разнообразные темы, присутствующие на секции, очень привлекли внимание слушателей, было много вопросов от преподавателей, поэтов, самих же выступающих, что очень повлияло на просвещение студентов и всех остальных присутствующих. Если говорить о ходе самого мероприятия, то организация была великолепной, но темы были выбраны настолько узкие, что студенту, который только начинает включаться в курс дела, вникать в проблематику, было не сразу понятно, что именно хочет сказать выступающий. Именно на середине выступления можно было хоть что-то понять, но без дополнительных источников было сложно. Некоторые из них выступали с презентациями, дополнительными текстами, они же помогали гостю секции лучше понять тему, которая разбиралась автором.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир