Наши в Австралии

Подготовка к любой международной олимпиаде начинается задолго до ее официального открытия. Так было и в этот раз. Тем более, что год предстоял не из легких. Международные географические олимпиады среди школьников проходят в разном формате по четным и нечетным годам. В нечетные годы для школьников в возрасте до 17 лет международные олимпиады проходят под эгидой National Geographic Society (Национального географического общества), и все задания теоретического и практического тура ребята выполняют на своем родном языке. Последняя такая олимпиада (точнее – Всемирный географический чемпионат) проходила в Будапеште в 2005 году, и команда Российской Федерации, завоевав второе место, получила три серебряные медали – персонально на каждого члена сборной, в которую входили Прохоров Иван, Темиргалеев Ренат и Ефремова Вера. По четным годам международные географические олимпиады проходят под эгидой МГС (Международного географического союза), или, в оригинальном звучании, IGU (International Geographical Union). Это более высокий и серьезный уровень, что подтверждается возрастным составом участников (16 – 19 лет включительно), характером заданий (в основном аналитические задания с элементами географического прогнозирования и проектирования), рабочим языком олимпиады (все задания выполняются на английском языке). К чести российских географов, и в этом формате мы добивались значительных успехов. Так, например, в 2004 году на Международной олимпиаде в Гдыне члены нашей сборной завоевали серебряные и бронзовые медали.

В нынешнем году серия региональных географических олимпиад разного уровня завершилась Всероссийской олимпиадой в Твери. Пятнадцатой по счету, а значит – юбилейной! Теоретический и практический туры позволили объективно подвести итоги и проанализировать ситуацию. Результаты были не совсем утешительные: все члены Методической комиссии Министерства образования РФ единодушно отметили падение уровня географической подготовки среди участников, что, безусловно, отражает ситуацию в регионах. Радовало то, что на общем фоне очень четко обозначилась группа лидеров, на которых и была сделана ставка при формировании сборной команды страны на международную олимпиаду, которая в этом году проходила в Австралии.

Поездке на Международную олимпиаду предшествовали летние учебно-тренировочные сборы, которые в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 421 от 22 мая 2006 г. проводились вот уже в третий раз в г. Смоленске на базе Смоленского гуманитарного университета. Мы постарались сделать сборы максимально эффективными для школьников и сопровождающих их учителей географии.

В сборную команду России на Международную географическую олимпиаду 2006 года вошли золотые призеры пятнадцатой Всероссийской олимпиады: Ефремова Вера (Республика Башкортостан), Лосик Дмитрий (Московская область), Прохоров Иван (Мурманская область), Темиргалеев Ренат (Оренбургская область). Все они – выпускники школ, без вступительных экзаменов зачисленные на географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по результатам Всероссийской олимпиады. На международной олимпиаде в Австралии ребят ждали очень трудные испытания, но сама поездка в эту удивительную далекую страну – подарок судьбы. Руководитель российской сборной команды А.С. Наумов постарался сделать эту поездку максимально эффективной с точки зрения географической информации и впечатлений.

28 июня мы прибыли в международный аэропорт г. Брисбен. Нашу делегацию вместе с организаторами олимпиады встретили представители российского посольства, специально приехавшие ради этого из Канберры: первый секретарь Российского посольства в Австралии Артем Кожин с супругой Еленой. Добрым помощником в Брисбене была наша соотечественница Ирина Брук – почетный консул, которая поддерживает тесные связи с выходцами из России. Несколько позже к нашей группе присоединился помощник посла Александр Одоевский. Не скрываем, нам было очень приятно, что МИД России и наше посольство в Австралии столь чутко отнеслись к предложению Алексея Станиславовича Наумова подключиться к работе сборной команды Российской Федерации на Международной олимпиаде по географии. Мы действительно ощутили дружескую поддержку соотечественников и помощь государства в далекой Австралии. Очень важно, что это почувствовали и школьники.

В этот день нас ждала масса впечатлений. Школьники разместились в общежитии Brisban Grammar School (в нашем понимании это средняя общеобразовательная школа-интернат для мальчиков). Так как среди участников было много девочек, то для них был обустроен особый женский этаж. Особенность проживания: никаких комнат с закрывающейся дверью. Все очень просто: в отдельных блоках – персональные двухярусные комплексы (нижний ярус – письменный стол, верхний ярус – кровать) с встроенными шкафчиками. А рядом – комната дежурного воспитателя со стеклянной дверью. И никакой личной жизни! Вот в таких спартанских условиях воспитываются и получают образование (весьма дорогое!) мальчики из богатых австралийских семей. Нашим школьникам не так просто было привыкнуть к подобным условиям проживания. Начались суровые будни в строгом соответствии с разработанной программой, что требовало четкости, самодисциплины. Да и режим был довольно напряженным: в 7 часов утра – завтрак, а далее все по расписанию. И никаких напоминаний. Вдобавок ко всему, российская сборная команда оказалась самой молодой по возрасту: нашим ребятам едва исполнилось по 16 лет, а все другие команды были укомплектованы выпускниками школ в возрасте 18 – 19 лет. Увы, возрастная разница была явно не в нашу пользу.

День завершился церемонией открытия олимпиады в Great Hall. Замечательный зал в англиканском стиле с явным конфессиональным оттенком заставил несколько содрогнуться католиков, православных, арабов-мусульман и других иноверцев. Но светский характер мероприятия и художественное выступление аборигена (похоже, с высшим музыкальным образованием), а также представление и приветствие всех команд-участниц из 23 стран дали почувствовать торжественность момента.

29 июня с раннего утра проходил самый трудный этап состязаний – Written Response Test (теоретический письменный тест). На английском языке. На равных с «нативными англоговорящими школьниками», для которых английский язык – родной. В качестве некоего послабления для всех остальных школьников – дополнительных 30 минут. На акклиматизацию, адаптацию и раскачку просто нет времени. Три часа напряженно работали школьники, а затем была экскурсия в Национальный парк. Вечером – инструктаж по поводу второго тура (разумеется, на английском), на который не были допущены руководители.

Второй тур – практический (Fieldwork Test) продолжался в течение двух дней и состоял из двух частей: полевой, проходившей на улицах Брисбена, и камеральной (аудиторной). Фактически, это была работа на микроуровне с элементами районной планировки и решением конкретных географических задач по проектированию нового микрорайона. Как вам это нравится? В каком школьном учебном курсе формируются подобные навыки? А ведь это и есть прикладной аспект географического образования. Следуя логике организаторов Международной олимпиады, этими знаниями должен владеть любой выпускник общеобразовательной школы, независимо от будущей специальности. Можно лишь мечтать о том, насколько процветающей была бы наша страна, если бы управленцы любого уровня обладали хоть какой-то географической грамотностью.

Третий тур представлял собой тест в его классическом понимании и мультимедийном исполнении (multimedia quiz). На работу отводился лишь один час. И всё. Результаты были обнародованы лишь на следующий день. Надежда, конечно, теплилась, но в целом было понятно, что проблемы у нас есть, и немалые. Мы сделали все, что могли. Школьники (лучшие в России!) работали с полной самоотдачей. Свое умение побеждать в интеллектуальной борьбе они доказали в прошлом году, завоевав серебро (о чем не раз вспоминали многие наши коллеги на нынешней олимпиаде). Претензий к жюри быть не может, так как оно было интернациональным, и в его состав входили руководители всех команд, в том числе и руководитель российской сборной Алексей Станиславович Наумов. В чем же дело? Может быть, от нас отвернулась удача? Все-таки два года подряд мы возвращались с международных олимпиад с медалями! И в этот раз мы были не хуже многих других, но, согласитесь, обидно.

Среди стран в тройку лидеров вошли Польша, Эстония и Румыния. Обращает на себя внимание тот факт, что все это – страны Восточной Европы, где основы добротного географического образования были заложены еще в пресловутые социалистические времена (так и хочется напомнить о советской школе географии). Как это ни парадоксально, но среди лидеров нет ни одной англоязычной страны, а ведь среди стран-участниц были Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. Страны Западной Европы также не добились особых успехов (правда, трагедии они из этого не делают).

Нелегко признавать тот факт, что страны Восточной Европы в настоящее время имеют более эффективную, на наш взгляд, систему общего среднего образования. Естественно, каждая страна по-своему решает эту проблему, но в целом все выглядит следующим образом: общее 12-летнее образование включает в себя три уровня - начальный, средний и высший. При этом географическое образование в высшей школе (фактически – профильной школе) не заканчивается. В частности, в Польше в последний год обучения у наших конкурентов было 4 часа географии в неделю! И в основном это курсы, формирующие и обобщающие знания по общему землеведению, политической географии и геополитике, экологии и природопользованию и т.п. Естественно, именно дети с такой подготовкой побеждают в национальных олимпиадах и представляют страну на международном уровне. А у нас дети – из самых обычных школ с «секвестированными» часами географии и полным ее отсутствием в выпускных классах!

Кстати, у двенадцатилетней системы образования есть и еще один плюс: выпускники школ выходят в свет более взрослыми, психологически зрелыми, социализированными, да элементарно – совершеннолетними! Именно возрастная разница (нашим выпускникам было по 16 лет!) и психологическая неуверенность в себе наших школьников бросалась в глаза прежде всего в дни олимпиады.

Есть и еще одна проблема общего географического образования, которую необходимо решать на уровне регионов: взаимодействие вузов и общеобразовательных школ. Как правило, вундеркинды-географы являются энтузиастами, добивающимися определенных успехов личным трудом при поддержке любимого учителя географии (такого же энтузиаста) и родителей, не жалеющих средств на книги, путешествия, компьютер, Интернет и др. И до чего же порой не хватает элементарной поддержки географа–профессионала, который может сориентировать подростка в научной литературе, объяснить тонкости географических проблем, а порой просто подсказать решение в сложной жизненной ситуации! Самое обидное, что подобных детей, по крайней мере, проявивших себя на региональных и всероссийских олимпиадах, не так уж много. Мы практически всех их знаем. И осознаем, что они – будущая элита географической науки. Остается совсем немного: нашим коллегам – представителям региональных вузов проявить чуткость и внимание, оказать профессиональную поддержку юным географам. Это – работа на будущее своей страны.

Еще одна проблема – знание английского языка. Для всей нашей команды эталоном и кумиром был руководитель - Алексей Станиславович Наумов, который великолепно говорит на испанском, португальском и английском языках. В немалой степени это снискало ему огромный авторитет среди организаторов и участников Международной олимпиады. Школьники – члены российской сборной – хорошо владеют английским языком, а у двоих даже имеются международные сертификаты. Но как владеют английским языком наши конкуренты из стран Восточной Европы! Невольно напрашивается вывод: пока мы учим английский язык, они учатся и работают на этом языке международного общения. Не хочется усложнять ситуацию геополитическими рассуждениями, но наших западных соседей сама жизнь заставляет выходить на другой уровень международного общения. Свою лепту в решение этого вопроса внесла и Болонская система образования (может быть, мы зря ее так опасаемся?), стимулирующая изучение английского языка в рамках международного бакалавриата. Многие наши европейские конкуренты-школьники уже пользуются такой возможностью (странно, что это осталось незамеченным организаторами Международной олимпиады, ведь студенты к участию в ней попросту не допускаются). Тем не менее, для нас ясно одно: в современном мире (а другого у нас нет!) России не выйти на мировой уровень образования, пока мы не будем знать английского (как минимум) языка!

Итак, анализ ситуации и выводы – это на будущее. Международная олимпиада – это еще и праздник географии, где каждая страна должна выглядеть красиво и достойно. Одно из ответственных мероприятий – презентация своей страны. Нашей команде великолепно удалось представить в постере и мультимедийной презентации образ России с ее обширными пространствами и географическими особенностями своих родных городов: Оренбурга, Мурманска, Балашихи и Стерлитамака. Ребята уверенно отвечали на вопросы и заслужили аплодисменты аудитории. Много усилий потребовала от нас и культурная презентация России. Не секрет, что никто из членов нашей сборной не мог похвастать вокальными и сценическими данными. Но Ваня, Дима, Ренат и Верочка в очень красивых русских национальных костюмах (отбоя не было от фотографов) с огромным энтузиазмом исполнили «Катюшу». Надо ли говорить, что нас поддержали представители почти всех европейских стран – от Эстонии до Болгарии, чем повергли в легкий шок представителей Китая, Тайваня, Австралии и других стран, которые потом долго выпытывали у нас: что это за песня такая, которую чуть ли не вся Европа поет. В завершение культурной презентации наши школьники всем участникам Международной олимпиады подарили сувениры – брелоки с изображением российского флага, символикой олимпиады и фотографией нашей сборной. Нам было очень приятно, что Россия представлена достойно!

Завершение интеллектуальных состязаний не означало окончания Международной географической олимпиады. Много самых разнообразных мероприятий было запланировано организаторами, чтобы усилить интерес юных географов к науке, а также показать Австралию во всем ее многообразии. Одно из самых ярких впечатлений для всех нас – торжественное открытие в Брисбене научной конференции под эгидой Международного географического союза, на котором мы встретились с нашими соотечественниками, и, прежде всего, с академиком П.Я. Баклановым, директором Тихоокеанского института географии РАН. Вручение наград и официальное закрытие шестой Международной географической олимпиады проходило в великолепном здании парламента штата (Queensland Parliament House), после чего у нас наконец-то появилась возможность прогуляться по городу и ощутить прелесть неспешной австралийской жизни.

На следующий день для всех участников шестой Международной олимпиады начиналось длительное путешествие (по разным маршрутам) вглубь континента. Наша команда в числе других делегаций в течение шести дней находилась в увлекательной учебной поездке по юго-западу штата Квинсленд. Спонсорами российской команды стала редакция журнала «Вокруг света», за что мы выражаем им глубочайшую признательность! Средство передвижения – автобус, средство жизнеобеспечения – прицеп с походной кухней, «амбаром» и небольшими холодильными установками. Ночлег для юных географов – в палатках, устанавливаемых на территории «караван-парков» (кемпингов) по пути следования. В общей сложности мы проехали более четырех тысяч километров за эти дни. Посетили множество маленьких австралийских городков: Дирранбанди (Dirranbandi), Сент-Джорж (St. George), Рома (Roma), Чарлевилль (Charleville); пересекли Большой Водораздельный хребет, увидели реки (в том числе безводные русла – крики) водной системы Муррей-Дарлинг, приняли участие в практических занятиях на научно-исследовательской метеоплощадке (даже запустили зонд с метеоприборами), изучали звездное небо южного полушария в местной обсерватории с использованием современных телескопов. Исследуя социально-экономические особенности сельской местности Австралии, мы посетили уникальные фермы, на которых разводят кенгуру, страусов и иную экзотичную живность. На овцеводческой ферме при нас образцово-показательно остригли овцу. Весьма впечатлили всех географов самые большие в южном полушарии хлопковые плантации с уникальной системой орошения, регулируемой через космический спутник. Поразило и то, что в каждом городке и даже деревеньке обязательно есть свой маленький музей (зачастую уникальный), информационный центр, где вас обеспечат всевозможными картосхемами и буклетами. Приятно удивила развитая социальная инфраструктура, включающая не только магазины, кемпинги, мини-отели, но и детские площадки, оборудованные рекреационные зоны для отдыха горожан и многое другое.

Плотность населения в австралийской глубинке крайне мала. Поражают воображение обширные безлюдные пространства. Можно проехать сотни километров и не встретить ни одного населенного пункта. Природу в этих краях трудно назвать гостеприимной. По пути следования сухая саванна предстала перед нами во всей «красе»: до самого горизонта простирались «буши» - невысокие, редко растущие деревья на красноватых почвах, практически лишенных травяного покрова. Немногочисленными группами вдоль дороги пробегали страусы и кенгуру. В отношении последних: все были потрясены количеством погибших на дорогах под колесами автомобилей кенгуру. Нам такое положение дел представилось просто катастрофическим. К слову сказать, влияние цивилизации проявилось в Австралии и настоящим нашествием хищников. Кроме дикой собаки динго, эту нишу пополнили милые домашние кошки, которые лихо плодятся и дичают, уходя в природу. А уж там – полное раздолье: не знавшие хищников звери и птицы (многие из них и летать-то не умеют!) становятся легкой добычей новоявленных охотников. Но к чести австралийцев надо отметить: в этой стране царит культ дикой природы. Даже на бытовом уровне ощущается трепетное отношение к животным и растениям. А уж по опыту международной деятельности мы знаем, сколько добрых дел на счету у австралийского Фонда дикой природы во всем мире.

Тем временем наше путешествие по австралийской глубинке завершилось, и мы вновь попали в цивилизацию: ночлег в Брисбене и перелет в Сидней, где в ожидании нашего вылета на родину мы провели целый день. Проблемы с трансфером нам помогло решить российское консульство, а с пользой провести время - русская община в Сиднее. Студент Сиднейского университета Дмитрий Голоскоков провел нас по улицам Сиднея, Королевскому Ботаническому саду. Мы посетили Картинную галерею и увидели знаменитый оперный театр (Opera House). На катере прокатились по Тихому океану до рекреационной зоны Мэнли, где не устояли перед соблазном окунуться в зимний океан. А вечером нас ждала встреча в Русском клубе. Милые люди, многие из которых никогда не были в России (дети и внуки эмигрантов самой первой послереволюционной волны), радушно встретили представителей современной России. Правда, не хлебом-солью, а огромным тортом с надписью «Добро пожаловать в Австралию». На стол в этот вечер были поданы русские пельмени, по которым мы успели соскучиться за время нашего путешествия. Невозможно передать ту атмосферу, которая царила в Русском клубе. Молодые люди, многие из которых с большим трудом говорили на русском языке, весь вечер расспрашивали наших школьников о современной жизни в России. Люди старшего поколения рассказали о своей нелегкой судьбе и стремлении сохранить на чужбине русскую культуру. А на каком великолепном русском языке они говорили! Все единодушно выражали свою радость по поводу позитивных изменений в нашей стране и укреплению позиций России на мировой арене. Как водится, обменялись сувенирами. Лучшим подарком для Русского клуба стал российский триколор. Мы убедились, что у россиян есть поддержка во всем мире в лице наших соотечественников.

Утром мы покинули гостеприимную Австралию и 13 июля вернулись домой. Какова же была радость, что в «Шереметьево-2» нас встретили работники Министерства образования и науки России, представители СМИ, коллеги, друзья, родные и близкие, которые переживали за нас все это время. Позади - более 40 тысяч километров (Землю, считай, обогнули)! Домой вернулись все живыми и здоровыми. Правда, без медалей. Зато обрели огромный жизненный опыт. И наши победы и медали – еще впереди. Но только для этого всем нам нужно очень много потрудиться!


Смоленская газета

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир