Это для нормальных людей весна – время первых цветов, любви и птичьего щебета. Для выпускников же с приходом весны начинается пора экзаменов и выбора места своего дальнейшего обучения. Как и каждый год, толпы абитуриентов будут штурмовать СГПУ и, в частности, факультет иностранных языков, ставший в последнее время особенно популярным. Для того чтобы как-то помочь будущим студентам развеять их сомнения, мы побеседовали с деканом факультета иностранных языков СГПУ Денисом Владимировичем Матвеенковым. Разговор этот может заинтересовать не только абитуриентов, но и тех, кто сейчас является студентом, или был им не так давно, но уже начал забывать, какова она – студенческая жизнь.
Molsm: Денис Владимирович, в последнее время наблюдается такой парадокс: с одной стороны, профессия школьного учителя не популярна (понятное дело, платят мало), а с другой стороны, конкурс на факультет иностранных языков достаточно большой. С чем это связано?
Д.В.Матвеенков: Мне кажется, здесь интерес скрыт вот в чем: сейчас многие студенты закончив ин. яз. идут работать в школы. И таковых намного больше, чем это может показаться. Многие уезжают работать в высшие учебные заведения других городов, более крупных. Также сейчас открывается большое количество частных школ, в которых, конечно, платят больше. К иностранному языку всегда есть интерес: и у маленьких детей (даже скорее у их родителей), и у людей, которые уже на пенсии решили заняться изучением иностранного языка. Рынок труда для людей, способных преподавать иностранный язык, открыт. И вообще, знать иностранный язык в современном мире очень важно. Многие наши студенты на старших курсах начинают получать второе образование. Их рейтинг, конечно, повышается.
Molsm: Но тем, кто лишь собирается стать студентами в этом году, так далеко загадывать рановато. Их больше волнует само поступление. В последнее время большинство вузов перешло на ЕГЭ. И СГПУ не исключение. Только на один факультет иностранных языков пока принимают по результатам традиционных вступительных испытаний. Как Вам кажется, будет ли ЕГЭ полностью отражать способности абитуриентов?
Д.В.Матвеенков: В этом году ин. яз. не принимает ЕГЭ только по той причине, что в нашей области не хватает для этого технических средств. Ведь единый государственный экзамен по иностранному языку предполагает не только письменный тест, но и аудирование, и собеседование. Технически это действительно достаточно сложно осуществить в городских школах, не говоря уже областных. А касательно отражения способностей учащихся… Вы знаете, несколько лет назад мы перешли на письменный экзамен по иностранному языку, заменив им собеседование. И первое время мы боялись: кто к нам попадет? Ведь для того, чтобы учиться на факультете иностранных языков, нужно хорошо владеть еще и русским языком, желательно иметь музыкальный слух, ведь чистое произношение по сути своей - имитация. Но опасения оказались напрасны: прошло уже несколько лет, и у нас учатся ребята такие же хорошие и талантливые, как и раньше. Так что в письменном экзамене я не вижу нечего страшного. Проблема с ЕГЭ другая. Если вступительные тесты составляются преподавателями университета с учетом уровня преподавания языка в области, то ЕГЭ един для всех: и для школьников, закончивших столичные спецшколы, и для выпускников маленькой сельской школы. Насколько мне известно, многие преподаватели, работающие у нас на факультете, считают уровень ЕГЭ очень завышенным.
Molsm: А как Вам еще одно новшество реформы образования – сокращение бюджетных мест в вузах за счет гуманитарных специальностей?
Д.В.Матвеенков: Ну, конечно же, я отношусь к этому отрицательно, ведь работаю на гуманитарном факультете. Мне будет просто обидно за тех, кто в школе не имеет способностей к точным наукам, а интересуется, например, литературой, филологией, лингвистикой. Эта реформа может помешать им найти свое призвание, свое место в жизни.
Molsm: Вот Вы сказали, что изначально являетесь гуманитарием. Что подтолкнуло Вас к выбору такой профессии?
Д.В.Матвеенков: Вы знаете, хоть у меня и не было проблем с математикой, физикой и химией в школе, но все-таки больше нравились гуманитарные предметы: литература, история, иностранный язык. У меня был выбор, например, стать филологом русского языка – «русистом» или филологом по иностранному языку. Здесь основную роль сыграло желание узнать что-то неизведанное, побывать в новых местах и просто любопытство.
Molsm: А Вы закончили СГПУ?
Д.В.Матвеенков: Да.
Molsm: Ну тогда давайте поговорим о Вашем родном факультете. Расскажите о каких-нибудь традициях ин. яза.
Д.В.Матвеенков: Традиций на самом деле очень много. Это и межвузовские научные конференции, и выпуск сборника научных работ студентов и аспирантов – филологов «Scripta manet», и участие во Всероссийском конкурсе студенческих работ, и функционирование клубов по интересам, например, клуба любителей английской живописи, и проведение вечеров, приуроченных к праздникам стран изучаемого языка, конкурс ораторского искусства, и многое другое.
Molsm: А как насчет участия студентов ин. яза в каких-либо международных программах, студенческих обменах?
Д.В.Матвеенков: Куда же без этого! Среди основных направлений можно отметить сотрудничество с нашим городом-побратимом Тюлем (Франция), реализацию нескольких проектов совместно с Хагенским университетом, а так же интенсивное участие студентов английского отделения в программах, организуемых американской стороной. То есть студенты на несколько месяцев ездят работать в Америку. Но это их личная инициатива.
Molsm: В общем, студенческая жизнь на ин. язе бурная. Как Вы считаете, она очень мешает учебе?
Д.В.Матвеенков: Студенты - разные. Многие великолепно совмещают учебу и творческую деятельность. В основном, эти ребята находятся на хорошем счету у своих преподавателей. Хотя, конечно, не без исключений.
Molsm: Значит, среди студентов факультета иностранных языков немало людей творческих. А каким вообще должен быть студент ин.яза?
Д.В.Матвеенков: Интересный вопрос. Во-первых, это чаще всего не студент, а студентка. Основные качества: общительность, эрудированность (ведь очень важен широкий кругозор гуманитарных знаний), обаяние, пытливость. Хорошо, когда студент способен и хочет сам пробираться сквозь лингвистические тернии.
Вот какой информацией поделился с нами декан факультета иностранных языков СГПУ Денис Владимирович Матвеенков. А как использовать все это на практике, личное дело каждого абитуриента или студента, решившего связать свою жизнь с иностранным языком.
Юлия Климавичюте
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть** интеллигент
** Радислав
** Панурген
** DirtyIris
** интеллигент
** DirtyIris
** ФВ
** ИК
** Junky
** Радислав
** DirtyIris
* мовчанюк (ipakoj@yandex.ru)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.