Об этом в учебниках не напишут

Мы привыкли к тому, что наши учебники оперируют миллионами людей и сотнями километров пространства, при таком масштабе пропадает судьба отдельного человека или деревушки, в которой он жил. Конкурсанты ушли от грандиозности и обратили внимание на историю конкретных людей или населенных пунктов. Все работы посвящены Смоленскому краю в годы Великой Отечественной войны.
Так, три ученицы Мурыгинской сельской школы Починковского района показали историю своей деревни в период фашистской оккупации через воспоминания очевидцев. Девочки бережно записали и донесли до нас в безыскусные рассказы нынешних старушек. Суммируя свои «небольшие открытия», как они их определили, девочки пишут: «Мы душой прикоснулись к жизни и подвигу русских людей, на конкретных фактах увидели сущность фашистского режима». 29 имен они сохранили для последующих поколений.
Латышева Катя, Максименко Настя и Прудникова Маша из сельской Мурыгинской школы сохранили для истории имена наших соотечественников - свидетелей и участников исторических событий.
Андрей Корнеев, преподаватель с/х техникума из Демидова, руководитель поискового клуба «Патриот», построил свое исследование о судьбах 145-й стрелковой дивизии на материалах Центрального архива Министерства обороны. В течение нескольких лет он собирал по крупицам данные, которые позволили ему восстановить историю этого воинского соединения.
Вяземский школьник ученик 7 класса средней школы № 5 написал свою работу на материалах школьного Военно-исторического музея. Сергей Дубнярский под руководством своего наставника, Селявиной Ольги Еркешевны, изучал богатый архив музея школы, где он готовится стать экскурсоводом. Он рассказал о героической борьбе четырех комсомольцев, используя хранящиеся в музее письма, книги, воспоминания, походные дневники, свидетельства очевидцев.
Лойко Георгий, ученик 11 класса Вяземской школы № 10, посвятил свою работу малоисследованной истории 7-й Бауманской дивизии народного ополчения. Его работа называется «Такая короткая долгая жизнь». Эта школа в течение почти трех десятков лет поддерживала отношения с ветеранами-бауманцами, благодаря чему в школьном музее накопилось достаточно материалов, чтобы восстановить боевой путь этой дивизии, которая почти полностью полегла в «вяземском котле».
Материалы своих школьных музеев использовали и другие конкурсанты.
О школьных музеях следует сказать несколько слов. Они активно создавались в 60 - 70-е годы энтузиастами- краеведами, тогда живы были участники войны, свидетели и очевидцы. Красные следопыты собрали огромный материал. Сейчас многие бывшие руководители музеев ушли на заслуженный отдых, музеи попадают в руки новых людей, им требуется помощь в организации работы в современных условиях. В школьных музеях хранится огромный материал, не вовлеченный в историческую науку, и надо всемерно содействовать его изучению. Представленные работы показали ценность фондов некоторых школьных музеев.
«Огненные деревни»
Так называется работа студентки СГПУ Тимошенковой Елены, бойца поискового отряда «Память», и ученицы 11 класса Комченкова Анна. Руководитель работы - Козлова Надежда Иосифовна, преподаватель французского языка.. В ней рассказывается о восьми сожженных деревнях Рославльского района. При этом воссоздана история каждой деревни, с использованием материалов Чрезвычайной государственной комиссии и воспоминаний очевидцев.
Школьники провели паспортизацию сожженных деревень. В каждом указано, когда деревня была сожжена, сколько домов и людей погибло в огне, приводятся фамилии погибших людей, которые удалось установить, как увековечена их память, где расположен памятник. Восстановлены планы трех деревень, где обозначены дороги, избы с фамилиями тех, кто здесь проживал и погиб в огне. Прилагается также вычерченный на кальке план деревни Гореново. Благодаря их работе 40 имен погибших земляков было дополнительно внесено в Книгу Памяти Рославльского района. Конечно, эта работа велась в течение нескольких лет, и представляет результат труда многих учащихся школы № 6.Так восстановлена история одной трагедии, одной из сотен, разыгравшихся на территории Смоленщины в годы той великой войны.
«И здесь в Шаталове война оставила свой след»
Интересна работа учащихся Шаталовской средней школы Починковского района Кузяева Анатолия, Марьяновской Марии, Шишковой Карины, Цыганкова Михаила, выполненная под руководством Тюхтиной Тамары Петровны, учителя-историка высшей категории. На написана на материалах созданного четыре года назад школьного музея, где основная экспозиция названа так же, как и реферат: «И здесь в Шаталове война оставила свой след». Во вступлении авторы пишут, что они «не только описать вещественные и письменные памятники той эпохи, но и по крупицам воссоздать события, которые происходили в то время. Пусть наша Починковская земля не столь знаменита..., но и здесь родились люди, совершавшие настоящие подвиги. А разве не является героизмом то, с каким мужеством наши земляки перенесли тяжелые дни оккупации?»
Вот об этом, о героях и скромных сельских жителях, выживших и сохранивших себя в условиях нечеловеческого оккупационного режима, и рассказывает работа шаталовских школьников.
Это - рассказ о подвиге летчика Гастелло, служившего на Шаталовском аэродроме. Отсюда он взлетел в последний раз в самые первые дни войны - 26 июня 1941 года.
Подробно, с опорой на исторические документы и свидетельства очевидцев, рассказано о подвиге генерала Качалова, погибшего в этих местах, о созданных фашистами концлагерях, о сопротивлении оккупантами героизме скромных местных жителей. Одна из них - Ольга Новикова - повторила подвиг Зои Космодемьянской.
Очень богат материал приложений. Это фотографии музейной экспозиции, исторических мест - где был концлагерь или немецкая комендатура, фотографии старушек - свидетельниц событий военных лет, карты боевых действий, газетные статьи, письмо из партизанского отряда, воспоминания, копии протоколов заседаний Починковского райисполкома за 1943 - 1945 г.г.(районный архив), документы Подольского архива ЦАМО, материалы поискового отряда «Память»...В конце реферата ее авторы пишут: «Работая над рефератом, мы не только изучали военную историю нашей малой родины, но и как бы приобщались к тем событиям, о которых узнавали все новые и новые подробности, почувствовали их дыхание, свою сопричастность с ними». Листая пожелтевшие страницы старых газет или фронтовых писем, ребята ощущали и боль, и страдание, и гордость за свой народ.
Вот почему, восстанавливая память о прошлом, ребята изменяются и сами, к ним приходит и любовь к Отечеству, и желание достойно продолжать дело своих предков. Не случайно свою работу шаталовские школьники закончили словами М.И. Кутузова: «Достойные смоленские жители - любезные соотечественники! В самых лютых бедствиях своих Вы показываете непоколебимость своего духа. Враг мог разрушить стены Ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на Вас тяжелые оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец Ваших. Таковы россияне!» Действительно, нужно ли что-либо добавлять к этим словам.
Смоленские Хатыни
Периоду оккупации посвящена и работа Маши Шестериковой (средняя школа № 10, г. Вязьма). Ее реферат назван «Смоленские Хатыни» и посвящен сожженным деревням Смоленщины. Выполнена работа в основном на материале архивов, документах, газетных публикациях, воспоминаниях очевидцев. Шестерикова систематизировала и представила в виде таблиц данные обо всех сожженных деревнях области, по воспоминаниям описала трагедии таких вяземских деревень, как Пекарево, Чертовка, Песочня, рассказала об участии своих одноклассников в работе по уходу за памятными обелисками на месте сгоревших деревень. Не могут не тронуть слова, которыми эта девочка девятиклассница заканчивает свою работу:
«Уже в течение трех лет я работаю экскурсоводом в нашем школьном музее. За эти годы я узнала очень много нового о войне, о зверствах фашистов. Судьба белорусской Хатыни меня тронула до глубины души. Свои мысли и свое отношение к «Вяземским Хатыням» я выразила в своем реферате». Ее поразили строчки поэта о гудящих колоколах Хатыни:
Реферат Голубкова Ивана, ученика 9 класса Верхнеднепровской школы, называется «Величие подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны». Название довольно общее, но автор раскрывает тему на событиях, происходивших на нашей Смоленщине, и делает это особым путем - через историю памятников, увековечивших героизм советских людей. Так, подвиг ракетчиков капитана Флерова описан в связи с памятником «Катюша» в Рудне, ожесточенные бои под Ельней в 1941 году - это памятник «Гаубица» в деревне Ушаково, трагический путь 33-ей армии под Вязьмой - величественный монумент в Вязьме...
И пусть говорят, что современная молодежь несерьезно относится к жизни и не имеет высоких идеалов. Это не так.


Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир